?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Всем добрый мур!

В комментариях под моей статьей про character research мы с Володей подняли интересную тему. Иногда авторы «расписывают» биографии героев на кучу страниц, причем иногда речь идет о второстепенных участниках событий. В сегодняшнем материале я хочу поговорить о том, стоит ли придумывать проходным персонажам биографию размером с эпос.

Чем больше знаешь о персонаже, тем лучше?

В эту расхожую истину легко поверить, тем более что многие авторитетные авторы рекомендуют составлять подробный портрет персонажа. Как говорится, знание – сила. Но в случае с героями все сложнее. Давайте представим, что у вас есть цикл из шести книг. Я имею в виду шесть больших книг. Общее количество персонажей приближается к семидесяти. Из них как минимум десять – рассказчики, то есть, главные герои. Еще около тридцати – второстепенные персонажи, которые рассказчиками могут не являться, но принимают активное участие в действиях. Если писать каждому биографию по семь-восемь страниц, то времени на основную рукопись не останется. А есть еще ребята, которые мимо проходили, помните?

Я думаю, что стремление писать подробные биографии – это прямой результат уверенности в том, что персонажа можно, простите за масло масляное, написать. Вот сесть и создать его, не поднимая попу от стула. Таким часто грешат начинающие авторы, но не только. К счастью или к сожалению, персонажа написать нельзя. Сюжет меняется, герой начинает выкидывать коленца, и вот мы уже отступили от четкой биографии.

Паника, паника! Что делать? Во-первых, не писать подробных биографий. Во-вторых, помнить о том, что биография – это технический инструмент, такой же, как наброски к плану или интеллект-карта. Технический инструмент помогает вам, но не более.

Детализировать нужно с умом

Думаю, вы уже поняли: я принадлежу к числу тех авторов, которые выступают против чрезмерной детализации. Не волнуйтесь, вы всегда будете знать больше, чем ваш читатель. Но это еще не означает, что вам нужно обязательно проверить, любил ли персонаж яичницу, когда ему было шесть с половиной лет.

Можно начать с составления досье, в которое я обычно включаю следующие пункты.

1. Имя.

2. Дата рождения/возраст.

3. Пол.

4. Для фэнтези – раса (или, возможно, он человек).

5. Внешность: рост, цвет глаз, цвет и длина волос, телосложение.

6. Род занятий.

7. Пара, отношения с противоположным полом (или представителями своего пола, если персонаж их предпочитает).

8. Место жительства.

9. Характер: замкнутый, общительный, осторожный, параноик, прочая.

10. Основные интересы.

Все. Это то, что вам нужно для создания каркаса будущего героя. Далее мы наращиваем «мясо». И делается это уже после того, как персонаж, не побоюсь этих слов, официально вступает в роман как действующее лицо.

Пример

Для примера возьмем одного из персонажей романа, который я буду писать в рамках «НаНоРайМо». Итак, знакомьтесь – Грегори Хант. В начале романа он приезжает в Треверберг для того, чтобы начать работать со знаменитым детективом в отделе, где расследуют «странные и загадочные» преступления. Грег – высокий мужчина со светло-русыми волосами и ярко-зелеными глазами. Ему тридцать три года, и он в великолепной форме, потому что каждое утро пробегает по семь километров и трижды в неделю посещает тренажерный зал. Здесь уже можно делать выводы о том, как он питается, имеет ли вредные привычки и прочая.

Грег носит обручальное кольцо, но в Треверберг приехал в одиночестве. Так и тянет расширить пункт «пара» и задать вопрос о его жене, но актуально ли это на данный момент? Забегая вперед, скажу, что жена никакой роли в происходящем играть не будет. Поэтому информация о ней – лишняя. Идем дальше.

Грег приезжает с небольшим чемоданом, в который вряд ли уместилось много вещей – скорее всего, везет самое необходимое. Значит, он привык путешествовать, возможно, его прошлая работа была связана с разъездами. Он одет в дорогой деловой костюм и выглядит очень аккуратно, хотя за спиной долгий перелет и как минимум сутки, проведенные в поезде. Можно было бы подумать, что он бизнесмен. В крайнем случае, человек с хорошим достатком, для которого аккуратный внешний вид критически важен. Деньги у Грега и вправду есть, потому что он купил довольно дорогую квартиру в одном из новых районов, но от покупки дополнительной мебели отказался. Мы получаем более широкое представление о его привычках: он ценит комфорт, но не тратит деньги на вещи, которые могут показаться ненужными.

При первой встрече Грег отвечает на вопрос будущего начальника, детектива Говарда Логана, о том, как тот может к нему обращаться: «Бывший специальный агент ФБР Грегори Хант, сэр, но теперь – просто Грег». Мы узнаем еще несколько деталей. Во-первых, раньше Грег работал в ФБР. Во-вторых, он обращается к Говарду «сэр», а не «детектив Логан», то есть, он привык к четкой иерархии и к тому, что вышестоящих следует уважать (хотя Говард еще не стал его официальным начальником). В-третьих, Грег пришел в офис Говарда в костюме и при галстуке, надеясь продемонстрировать, что он обладает высоким уровнем рабочей морали…

… жаль, что детектив Логан это не оценил, потому что в его отделе, мягко говоря, странные представления о рабочей морали, а у него самого таковые вряд ли имеются. Говард в свойственной ему прямолинейной манере говорит, что здесь галстуков не носят, три часа причесываться перед зеркалом не обязательно, можно приходить хоть в кроссовках, хоть босиком, главное – результат. Грег и ухом не ведет, спокойно отвечая «я понял, сэр», но на следующий день является на работу в том же виде. Он уважает мнение вышестоящих, но в некоторых вещах на попятную идти не готов, потому что у него есть свои принципы.

Грег приходит в отдел детектива Логана в тот момент, когда там расследуют дело о странных смертях. В рамках расследования новый начальник отправляет его на лекцию основателя сети клиник для помощи наркоманам, на что Грег отвечает: «Вряд ли я услышу там что-то новое, сэр». Он имеет в виду свою профессиональную деятельность, и мы узнаем кое-какие детали о его прошлом: в ФБР он работал в отделе по борьбе с наркотиками.

Позже Грег помогает Миа, секретарше детектива Логана, исправить проблемы с компьютером, и уже через несколько дней к нему обращаются с такими просьбами чуть ли не постоянно. На вопросы о том, где он «научился таким штукам», Грег неизменно отвечает: «Это мое хобби». Вообще он сознательно обходит стороной любые вопросы, которые так или иначе связаны с компьютерами, а если обходить не получается, то говорит на подобные темы с большой неохотой. Отличная возможность напустить туману для читателя, но нам лучше понимать, в чем дело. В ФБР Грег занимался сбором и анализом информации, связанной с крупными международными сетями наркоторговли (и, скорее всего, не всегда получал эту информацию самыми законными путями). Кстати, похоже, он очень любил свою работу. Так почему же он все бросил? Не будем об этом, потому что история получится слишком долгой.

Полагаю, вы поняли, в чем суть.

Открытая биография

Многие писатели часто мучаются вопросом: что делать, если в биографии персонажа все же будут белые пятна? Мне кажется, что краски сгущать не стоит. Во-первых, потому, что персонаж, чья биография детализирована (и в произведении, и вне произведения) до мелочей, будет скучным – пропадет ощущение загадки. Во-вторых, потому, что зачастую герой вообще (!) без биографии – это отличная идея. Я называю это «открытой» биографией.

В одной из книг моего цикла «Обмани смерть» (этот роман до сих пор носит черновое название «Всегда») есть главный персонаж, который не только не является рассказчиком – он не имеет ни одного на сто процентов правдивого факта из собственного прошлого. Он показывается, в основном, через своего лучшего друга и через свою женщину, и все, что они рассказывают, вроде как должно складываться в цельную картину, но читатель понимает, что это с таким же успехом может оказаться ложью.

Единственный набор фактов, кажущийся самым правдивым, состоит из короткого абзаца, в котором персонаж рассказывает своей женщине историю знакомства с ее отцом (его работодателем). Ну уж ей-то он лгать не будет, да еще и в постели, да еще после того, как стал ее первым мужчиной, да, думает читатель? Если бы эта сцена была в самом начале рукописи, то, возможно, мы бы и поверили. Но монолог герой произносит в последней трети романа, и к тому времени читатель понимает, что ему верить не стоит.

Кстати, мне до сих пор интересно, правдивы ли эти факты!..

Ярких и правдивых (или не очень…) персонажей всем нам!

Слушайте свое сердце,

С любовью, Настя

Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 14 слов — Сказать )
kilamov
30 сент, 2018 12:30 (UTC)
Вот! Это разумный подход, обязательно возьму на вооружение. А то как-то слушал как один автор комиксов рассказывал о своей вселенной, в которой он продумал большую часть событий, что называется от сотворения мира со всеми политическими интригами и семейными ссорами. Мне аж не по себе стало от того, сколько он всего придумал, и вся эта информация вообще никак не используется в его истории.
era_elto
30 сент, 2018 12:35 (UTC)
Ты знаешь, мне подумалось, что эти биографии можно публиковать отдельно. К примеру, для фанатов. Есть фанаты, которые просто жаждут узнать разные подробности о героях. Причем ни с чем не связанные подробности ))) вот разве что так. А в остальном... да. Смысла в этом нет никакого.
val000
30 сент, 2018 16:47 (UTC)
:)
Пожалуй я не возьмусь писать книгу. Последняя моя задумка закончилась рассказиком на страничку :)
era_elto
30 сент, 2018 17:06 (UTC)
Рассказ - это больше, чем ничего )
val000
30 сент, 2018 17:18 (UTC)
Сейчас один мой рассказик переростает в серию рассказиков, но такие сюжеты - вечные. Их очень немного среди нерастолкованного. Собственно говоря, именно они меня и интересуют.
streletc_art
2 окт, 2018 02:47 (UTC)
Я не пишу подробные биографии, и я их специально не сочиняю. но я их в подавляющем большинстве случаев знаю. Они там внутри где-то есть )) И если мне нужны какие-то факты, я их оттуда достаю по мере.
era_elto
2 окт, 2018 10:09 (UTC)
Когда мало героев, это работает, да. Хотя по профессиональному опыту (из армии) я знаю, как здорово может подводить память, поэтому всегда все записываю )) Но вообще работает, если мало героев, это правда. А вот если много... да еще сюжет... детектив, интрига, несколько линий, не одна книга... тогда нужно фиксировать все до мелочей.
streletc_art
2 окт, 2018 14:17 (UTC)
Надо посчитать, сколько там у меня...
era_elto
3 окт, 2018 08:13 (UTC)
На самом деле, это не суть важно. Желательно все записывать, потому что память ненадежна. Очень. И наш мозг любит шутить с нами шутки )
streletc_art
3 окт, 2018 10:13 (UTC)
А зачем, это же фоновые персонажи, они появились эпизодически - и всё, больше их никто не увидит.
era_elto
3 окт, 2018 10:18 (UTC)
Ну я же аналитик, и я работаю с human data. Девиз людей моей профессии - "не бывает случайных фактов" ))) посему мы все фиксируем и записываем кропотливо.
streletc_art
3 окт, 2018 10:33 (UTC)
Не, это лишняя работа. Если вдруг они понадобятся, посмотришь на них - и они сами всё скажут. По персонажу же видно всё - и какой там прошлое, и какое происхождение, и сколько классов за душой...
era_elto
3 окт, 2018 12:19 (UTC)
Что же, каждому свое )
streletc_art
4 окт, 2018 17:38 (UTC)
да, у каждого свои игры ))
( 14 слов — Сказать )
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com