
Я прошёл курс быстрого чтения и прочитал «Войну и мир» за 20 минут. Там про Россию.
Вуди Аллен
Вуди Аллен
Ну а мы продолжаем знакомиться с правилами медленного чтения. Второе правило звучит так: задавайте правильные вопросы. До того как мы откроем книгу, имеет смысл постараться понять наши собственные ожидания и задать вопросы прежде всего себе. Почему в данный момент времени моя рука потянулась именно к этой полке и почему я выбираю эту книгу, что именно меня привлекло, чего именно я ищу в данный момент?
Этот вопрос сам по себе способен открыть для нас очень многое и дать подсказки о том состоянии, в котором мы находимся. Чего мы ждём от книги – развлечения и возможность отвлечься от своих повседневных дел, или мы ищем помощи и подсказок для решения собственной задачи? Может быть мы хотим прикоснуться к мудрости классики, проверенной тысячелетиями или наоборот, в данный момент хотим быть в тренде самых последних бестселлеров? Или наша душа имеет какую-то другую потребность, которую мы еще не осознаем, но наша интуиция уже сделала выбор, чтобы дать нам подсказку в каком направлении смотреть? Книга – это прежде всего ключ к самим себе.
Этот вопрос сам по себе способен открыть для нас очень многое и дать подсказки о том состоянии, в котором мы находимся. Чего мы ждём от книги – развлечения и возможность отвлечься от своих повседневных дел, или мы ищем помощи и подсказок для решения собственной задачи? Может быть мы хотим прикоснуться к мудрости классики, проверенной тысячелетиями или наоборот, в данный момент хотим быть в тренде самых последних бестселлеров? Или наша душа имеет какую-то другую потребность, которую мы еще не осознаем, но наша интуиция уже сделала выбор, чтобы дать нам подсказку в каком направлении смотреть? Книга – это прежде всего ключ к самим себе.
Во время чтения нужно сохранять внимание детектива, который тщательно собирает улики и стремится определить какие из них приведут к разгадке. Детективы знают какие вопросы нужно задать, чтобы продвинуть расследование. Для того, чтобы затруднения, связанные с чтением, превратились в вовлеченность необходимо задавать вопросы.
Полезные вопросы соединяют разные эелементы книги:
Как начало книги связано с её окончанием?
Как герои книги гармонируют друг с другом или наоборот друг другу противоречат?
Как особенно яркий отрывок связан с книгой в целом?
Начиная с самого начала нужно обратить внимание на название книги (рассказа, стихотворения или эссе) и задать вопрос о том, как именно название представляет работу, которую вы держите в руках. Ярким примером подсказок, содержащихся в названии являются работы Джейн Остин –«Разум и чувства», «Гордость и предубеждение», которые сразу настраивают нас на то, чтобы при чтении наблюдать за героями и пытаться определить, кому из них свойственна гордость, кто из них особенно ярко демонстрирует предубеждения. Однако чем дальше мы читаем, тем больше увидим, как одно связано с другим, убеждаемся не существует гордости без предубеждений, так же как и разум нераздельно связан с чувствами. Однако фокус нашего внимания уже собран, благодаря чёткому названию, выбранному автором.
Дальнейшие вопросы могут относиться к содержанию, причем некоторые из них нужно задавать при первом чтении, на другие ответы можно обнаружить только повторно перечитывая книгу, и есть вопросы, на которые в книги просто нет ответов и они могут завести в тупик. Примером вопросов, не предполагающих ответы, является «Гамлет» Шекспира. Фигура отца Гамлета остаётся загадочной и автор не дает точных ответов о характере ваимоотношений сына и отца, его фигура выступает в образе духа. Фактически речь идет о восприятии Гамлетом фигуры отца, а не о восприятии его как человека и книга не даёт прямых ответов о том, каким он был на самом деле.
Какие же вопросы являются наиболее полезными? По сути остальные правила и являются подсказками и одновременно примерами, показывающими эти вопросы в разных перспективах. Нужно задавать вопросы образам, которые встречаются в книге, выбору слов, тону и эмоциональному фону. В некоторых случаях имеет смысл задавать вопросы о историческом контексте событий, описанных в книге, а иногда наоборот абстрагироваться от исторической конвы событий и наблюдать з аразвитием характеров и конфликтов в книге. Иногда будут возникать вопросы о том, как данная работа автора связана с его взглядами в других книгах или со взглядами его современников.
Однако каждый раз необходимо наблюдать затем, чтобы вопросы, которые мы задаем, возвращали нас к содержанию книги, а не забирали внимание на политику или исторические факты. Каждый историк, биограф и политический мыслитель имеет собственное мнение о том, как устроен мир и в этом и содержиться ценность, которую нужно увидеть.
Основной вызов для читателя заключается в том, чтобы увидеть ядро книги – главную мысль, центральный образ и характер. Иначе говоря, понять суть того мира, который создан в книге.
Я предлагаю поговорить о книгах, которые вы недавно прочитали или читаете в данный момент. Как они называются и как название связано с содержанием, как оно представляет книгу? Если вы уже дочитали, то как именно начало книги было связано с её окончанием? В каких отношениях находились герои? В чём именно суть этого мира, который придумал и показал автор?
Ответы можно писать как в комментарих к этой записи, так и на страничках своих соц сетей, только оставив короткий анонс и ссылку в комментариях, чтобы ваши ответы можно было найти.
Комментарии