?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Здравствуйте!

Недавно в комментариях я упоминал о том, что мне пришлось писать сценарий для комикса без слов. Мне показалось, что стоит рассказать об этом интересном упражнении для сценаристов. Писателям-то оно вряд ли пригодится, потому что в прозе можно прекрасно обходиться без диалогов, а вот в сценарии сделать это сложнее, но гораздо интереснее.
Ограничения будят фантазию

Есть распространенное мнение, что творческого человека нельзя ограничивать, что цензура — это страшное зло, которое острыми жвалами рвет на части тонкую творческую натуру. Конечно, я никоим образом не оправдываю цензуру политическую, но я противник того, что ограничения вредны. Напротив, я уверен, что ограничения в творчестве полезны!

Простой пример. Представьте, что вам нужно написать сцену, где молодой человек признается девушке в любви. Первой в голову придет банальная сцена в парке или у подъезда вечером, когда парень стесняясь, краснея и пряча в карманы предательски дрожащие руки произносит «Я тебя люблю». Но это же скучно и было показано уже сто тыщ раз. Чтобы придумать сцену поинтереснее придется поломать голову.

А теперь представьте, что у вас немое кино. Все. Герой уже не сможет произнести главную фразу, а стеснение, залитые краской щеки и попытки спрятать в карманах дрожащие руки не помогут сообщить зрителю истинных намерений молодого человека. Придется показывать его намерение как-то иначе.

Чувствуете, как заработала фантазия? Вот об этом я и говорю.

Кому это нужно?

Можно подумать, что в современном мире немые представления никому не нужны, что эпоха немого кино осталась в далеком прошлом. Но это не так. Истории без слов востребованы и сегодня по двум причинам:

  1. Немые истории понятны даже самым маленьким. Если речь идет о комиксах, то юные читатели еще не умеют читать, а потому использовать текст бесполезно.

  2. Если герои не разговаривают, нет необходимости переводить их на другие языки. Таким образом можно предлагать свое творчество сразу всему миру, а не только тем, кто понимает ваш родной язык.


Рассказывайте, показывая

Есть такое древнее искусство — пантомима. Когда актер передает свои эмоции и состояние не прибегая к словам. Но актеру-миму сложнее, он ограничен лишь своим телом и небольшим реквизитом. Сценаристу, признаем, немного проще. Вот несколько приемов, как можно показать что-либо без слов.

  • Если герой хочет что-либо рассказать другому, то вместо слов нужно показать рассказ действиями.

  • Когда герой что-то вспоминает, нужно показать его воспоминания действиями.

  • Нужно использовать жесты, позы и предметы с общеизвестным смыслом. Но тут нужно проверять, чтобы один и тот же жест случайно не имел другой смысл в разных странах. Например, большой палец вверх чаще всего жест одобрения, но некоторых восточных странах он имеет негативный смысл.


Для сценариста умение показывать состояние своих героев очень важно, потому что действие гораздо ярче сообщает нам о чувствах персонажей, чем слова. Сравните две сцены.

Первая сцена.


ИНТ. КАФЕ. ВЕЧЕР

За столиком сидит холеный мужчина средних лет и с аппетитом уплетает ужин, запивая его дорогим вином. К нему сзади стремительно приближается молодая женщина — Аня. Резко пододвинув стул, она садится напротив.

АНЯ

Ты — сволочь. Ненавижу тебя! Мразь ты последняя, как тебя только земля носит! Убила бы, да руки марать неохота…


И вторая.

ИНТ. КАФЕ. ВЕЧЕР

За столиком сидит холеный мужчина средних лет и с аппетитом уплетает ужин, запивая его дорогим вином. К нему сзади стремительно приближается молодая женщина — Аня. Встав напротив, Аня хватает со стола стакан с водой и выплескивает на мужчину.


Смысл у обоих сцен одинаковый, но вторая ярче, динамичнее, быстрее и визуально интереснее. Закончу еще одной цитатой: «Иногда лучше молчать, чем говорить».

Владимир Максимушкин, сценарист

p.s. Кто не догадался, в название я вынес цитату из книги Виктора Олеговича Пелевина «Чапаев и Пустота». Приведу её полностью.

— Не знаю даже, что сказать, — сказал он извиняющимся тоном. — Я не пишу стихов и не люблю их. Да и к чему слова, когда на небе звезды?
— О, — воскликнул Кавабата, — великолепно! Великолепно! Как вы правы! Всего тридцать два слога, но стоят целой книги!
Buy for 10 tokens
***
...
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com