?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Возможно, я не так часто появляюсь на радарах этого сообщества, но как только на горизонте возникает заветная аббревиатура НаНоРайМо, я тут как тут. И вот завершен уже мой третий забег, и на правах «опытного бойца», я хотела бы поделиться некоторыми наблюдениями и уроками, которые я извлекла для себя. Я нарочно не пишу советы, потому что опыт такого марафона у каждого свой, как и подход и ощущения, но вдруг кому-то пригодятся мои размышления. Нельзя все мои три раза загрести под одну гребенку, потому что каждый раз было по-разному. Первый НаНоРайМо завершился полноценным романом, которым я довольна. Результатом второго стал какой-то непонятный сумбур, уже к середине я поняла, что в 50 тысяч слов историю не уложу, нужно две части, а нужно ли вообще мне что-то такое масштабное, не уверена до сих пор. И кстати, за год ни разу к рукописи не вернулась и не обратилась, возможно зря. О третьем итоге пока говорить рано, но главное то, что марафон завершен, кое-что я извлекла и из него. Приступлю.

1. План

Был у меня опыт и с очень конкретным планом, и более размытым, но все же планом, в этот раз я писала практически без него и пришла к выводу, что план нужен. Каждые несколько дней я тратила время на то, чтобы сообразить куда мне деваться и что делать с текстом. Поэтому первый урок – план нужен. Конечно же, он постоянно будет меняться и скорей всего от начального варианта мало что останется. Да он и не нужен для того, чтобы его придерживаться. Он нужен для того, чтобы не было простоя. План напоминает, где автор остановился и куда ему теперь сворачивать. План придает уверенности и позволяет сразу же, после раскрытия файла, приступить к работе. К счастью, это сообщество начинает подготовку к марафону за целый месяц, и в следующий раз я обязательно им воспользуюсь для создания некой структуры. Пусть по 15 минут в день и даже не каждый день, но нужно уделять будущему тексту еще до его создания.


2. Регулярность


Писать нужно каждый день. Для меня этот пункт важнее, чем исполнение дневной нормы. Пусть 200 слов, пусть даже 50, но каждый день, без исключений, пока не будет первый черновик текста. Нельзя себя жалеть, нельзя придумывать отмазки. Нужно включить НаНоРайМо в свой график, это ведь всего лишь на месяц. Дописать не хватающее количество слов можно, а вот вернуть пропущенный день нет. Поэтому важно, чтобы этот свербящий червячок весь месяц сидел внутри и говорил, что сегодня ведь еще нужно за рукопись сесть, так что давай, заканчивай дела и начинай.

3. Качество


Написанное не будет нравится и это нормально. И кстати, не всегда. Какой-то день будет солнечным, и автор покажется себе гением, какой-то день будет дождливым, и автор будет себя корить за то, что начал заниматься писательством, хотя сам ничего не умеет. Это у всех, это надо просто пережить. Напомнить себе, что пишешь черновик, что будешь потом править и исправлять. Опыт показывает, что во время вычитки не помнишь, какой именно кусок тебя разочаровал. Поэтому не стоит зацикливаться на качестве, спустя время все может показаться совершенно другим.

4. Коллектив


На меня очень сильно действует социальный контракт. Без группы я бы не добежала ни один марафон, я знаю это точно. Поэтому нужно вступать, делиться, жаловаться и радоваться. Нужно отчитываться и смотреть на результаты других. Эта поддержка – очень мощная движущая сила, самый настоящий поршневой двигатель (ну или паровой, не важно). Группу надо воспринимать именно так, нельзя оборачиваться на успехи других, нельзя пытаться копировать их скорость и расслабляться, если вдруг все замедлились. Я представляю себе настоящий беговой марафон: мы все стартуем вместе под звук стартового пистолета, но техника у всех своя. Кто-то любит разбегаться с самого начала, кто-то копит силы на конец, кто-то сходит с дистанции, а кто-то играючи ее преодолевает. Но это все не важно, потому что марафон у всех свой. Опыт, скорость, стиль – это все ваше личное. Мы бежим вместе, но каждый свой путь. Поэтому из группы надо брать лишь позитив, набираться сил и подбадривать других.

5. Рутина


Как показала моя практика, норму легче выполнить (а чаще даже перевыполнить), если писать два раза в день. У меня обычно это два подхода по сорок минут, в итоге получается примерно 1000 слов за раз. Этот объем написать куда легче, чем сразу всю дневную норму. И выделить по 40 минут утром и вечером мне легче, чем сидеть непрерывно полтора часа. Так неспешно, но непрерывно слова набегают и текст становиться все пышней и объемней.

6. Вопросы


Мой внутренний критик приходит не один, а вместе с кучей вопросов, и самый основной из них «зачем?» Зачем ты все это делаешь? Кому это надо? Зачем сюжет такой, а здесь стоит вот такое неудачное слово? Ответов для него у меня нет и никогда не будет, потому что эти вопросы созданы не для ответов. Они созданы для того, чтобы сбить с пути, столкнуть с обрыва и забросить черновик. Как я с ним борюсь? Никак. Просто игнорирую и надеюсь, что он скоро уйдет. Сажусь и пишу, чтобы отвлечься от него. Он приходит всегда, он часть процесса, это надо понимать и находить способ взаимодействовать с ним и ни в коем случае не позволять ему себя сбивать с пути.

7. Ступор


Для меня роковым этапом является примерно отрезок от 30 тысяч до 40. Именно в этот момент работа резко замедляется, мотивация падает и все чаще кажется, что НаНоРайМо – занятие не то, что бы бесполезное, но и не особо важное. Можно и бросить, отдохнуть, потом вернуться. Этот период надо преодолеть, через силы, уговоры и торги, потому что это лишь период, а сомнения – призраки, которые испаряются под действием настойчивости писателя. Временный ступор еще не повод все бросать, это повод, возможно, чуть сбавить обороты, поменять угол восприятия, написать какой-то другой эпизод и отрывок, оставив застопорившуюся часть на время. Когда он закончится, а это будет обязательно, останется написать всего ничего и работа пойдет бодрей.

8. Настроение


Я создавала его себе сама. Делала свет потусклее, иногда зажигала аромолампу с каким-нибудь бодрящим запахом или ставила рядом горячий кофе. Был и день, когда я писала под действием шоколада. Или раскрывала окна и впускала резкий осенний ветер, который бодрил. Под музыку я писать не могу, но, думаю, кому-то она тоже помогает творить. Как и вино, например. Самый первый НаНоРайМо я писала в своем любимом кресле, вытянув ноги, оно меня заряжало. В общем, я хочу сказать, что это не мелочи, это важности. Создавать настроение надо, с ним приятней, особенно возвращаться к этим воспоминаниям, потому что так и тянет вновь зажечь свечу и начать писать.

9. Участие


Тут все коротко, потому что вопроса не стоит. Участвовать надо. Время будет. Мысли тоже. А в конце еще и будет рукопись. Никаких минусов, одни плюсы.
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

charlie_gelner
1 ноя, 2018 10:45 (UTC)
пожалуйста :) рада, что нашли отклик пункты, значит, нас много! :)
- Сегодня ты писал?
- Да.
- Значит, сегодня ты - писатель.


(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"


header by Violet Kashi

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com