?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Здравствуйте!

Большая часть сочинительского творчества предполагает уединение. Чтобы написать пьесу, роман или сценарий, нам нужно сконцентрироваться, погрузиться в мир своих грез и отправиться в путешествие вместе с персонажами. В этом состоянии любое отвлечение или, не дай бог, попытка кого-то другого влезть в вашу работу вызовет бурю негодования. Однако, если вы присмотритесь, у большинства фильмов, а уж тем более, сериалов, редко бывает один автор сценария. Как же они работают вместе?
Требования индустрии

Когда вы пишете для собственного удовольствия, можете работать в любом ритме. Ходить по парку, любуясь красотами природы, вдыхая благоуханные ароматы и размышляя о том, какую ловушку подстроит антагонист протагонисту. В таких раздумьях можно проводить месяц за месяцем, подбирать лучшие слова, оттачивать яркость образов и образность метафор.

Если же вы пишете сценарий по заказу, то ситуация иная. У вас есть сроки. Фильм или сериал должен выйти на экраны не «когда-нибудь», а в строго определенное время. По этому сценарий должен быть написан ближайшему понедельнику, а лучше — к пятнице, чтобы осталось время внести правки. Работать в одиночку в таком жестком темпе, конечно, можно, только сложно. Гораздо проще работать в команде.

Сценарная комната

Наверняка вы слышали этот термин. Так называют командную работу над сценарием сериала. Обычно работа строится примерно следующим образом:

  • главный сценарист определяет сюжет и концепцию всего сериала;

  • сценарист-сюжетник пишет поэпизодник серии;

  • сценаристы-диалогисты пишут диалоги для серии;

  • главный сценарист прочитывает весь сценарий и вносит правки.


Такой подход существенно ускоряет работу и позволяет выдавать качественные сценарии за неделю или даже быстрее. Человеку, привыкшему писать, погружаясь в себя, тяжело даже представить, как можно работать в такой команде, но поверьте, в этом есть своя прелесть.

Две головы — лучше

Я тоже люблю писать один. Закрыться от внешнего мира наушниками с громкой ритмичной музыкой и писать. Но вот уже второй месяц я работаю над сценарием сериала вместе с соавтором, и мне это нравится!

Дело вот в чем. Удивительным образом совместная работа будит во мне креативность. Постоянно замечаю себя на том, что сцены, написанные совместно, получаются лучше. Происходит это следующим образом: мы включаем скайп в режиме видеосвязи, открываем WriterDuet — онлайн-сервис для написания сценариев и пишем. Я предлагаю реплику, он предлагает реплику, обсуждаем и записываем.

Такой процесс может показаться долгим, но это не так. В таком режиме мы получаем сразу почти чистовой результат и, тем самым, избегаем долгих правок.

Как работать совместно

Идеальный вариант — сидеть рядом и писать. Но благодаря современным средствам связи можно работать совместно, находясь на разных концах света. Главное запастись инструментами для совместной работы.

  • Самое простое — Google Документы. В этом сервисе можно одновременно что-то писать в одном документе и тут же видеть, что было написано. Но это простой текстовый редактор, так что его можно использовать на этапах планирования, работы над синопсисом или поэпизодником. Сюда же можно отнести и онлайн-версию MS Word и прочие аналогичные сервисы.

  • Можно использовать онлайн-системы для сценаристов. Я, например, работаю сейчас в уже упомянутом WriterDuet. Фактически это точно такие же Google Документы, только умеющие сразу форматировать сценарий в нужном формате. Также можно использовать Celtx — другую систему для сценаристов. Обе они работают в бесплатном режиме, но если оформить платную подписку, то вы получите дополнительную функциональность.

  • Можно работать в офлайновых программах и складывать готовые файлы в облачное хранилище, доступ к которому есть у обоих соавторов. Это менее удобный метод, потому что вам придется проговаривать все правки при совместных читках и вносить их сможет кто-то один.

В любом случае, совместная работа — это очень интересно и результат будет совсем иным, не таким, как при единоличной работе. Но для этого нужны два очень важных момента:

  • найти соавтора, с которым у вас будет творческий контакт;

  • уметь слушать соавтора и находить компромиссы.

Если сможете, будьте уверены — результат превзойдет ваши ожидания!

Владимир Максимушкин, сценарист
Buy for 10 tokens
***
...
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com