?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Что же, пора открывать осенний сезон интервью! Сегодня у меня в гостях Мария Журавлева, беседу с которой я планировала уже давно. Но настала подготовка к "НаНоРайМо", потом настал сам "НаНоРайМо", и мы все откладывали, откладывали, откладывали... хватит уже откладывать, да?

В Клубе с Машей, думаю, знаком почти каждый. Если вы не знаете ее лично, то в курсе того, что ее писательская продуктивность - это что-то из области научной фантастики. Или легенд о сверх-людях, что определенно ближе к истине. Собственно, поэтому я и решила взять у нее интервью - выведать-таки секреты этой чертовой продуктивности! Мы с Машей говорим о жанрах, о писательском режиме, о творческих планах и о многом другом.


Маша, для начала – классический вопрос. Как давно ты пишешь? И почему начала писать?

Всегда предпочитала считать, что пишу только лишь с 2010 года, но недавно поняла, что это не так. Так как первый стих сочинила где-то в 2008 году, то и писательством занялась тогда же. Сначала были редкие рассказы. Первый роман я задумала в 2010 году, и эта была своеобразная реинкарнация другой вселенной. Главная героиня стала другой, и все остальное тоже.

Насчет «почему»... В детстве вместе с одной подругой мне нравилось сочинять истории. У нас были драконы из лизунов, мы придумывали им имена и думали, как они жили и что делали. Еще у меня была кошка, которую я считала другом, и с которой говорила.

Сложно сказать, что именно послужило толчком. Я просто захотела. Это мой девиз по жизни - я хочу, и я делаю или пытаюсь делать. Впрочем, именно история с сестрами (это, так сказать, преддверие первого романа) мне банально приснилась, и я решила от нее оттолкнуться.

«Просто захотела» - это наше все. Значит, ты начала с фэнтези. И продолжаешь писать фэнтези, верно?

Да, я начала писать с фэнтези. Этому еще способствовал цикл про Лотара Желтоголового и «Ведьмак». Эти книги стояли у брата на полке, и мне они понравились. Кажется, первым был цикл про Лотара - наемника, который случайно превратился в оборотня-дракона в результате ошибки колдуна. А «Ведьмак» меня привлек шикарными битвами и сюжетом. На фоне этого были еще и игры, такие как «Warcraft-3» и «Disciples», в которые играли брат и сестра.

Да, я пишу фэнтези. Но у меня есть одно (пока что) произведение в жанре космооперы. Засматриваюсь в сторону детектива, потому что это один из любимых жанров наравне с фэнтези. В детстве любила Шерлока и Агату Кристи. А еще были книжки про братьев Харди.

А почему фэнтези? Тебя не смущает тот факт, что многие говорят о нем как о «сказках для взрослых»? Думаешь, мы, авторы фэнтези - дети, которые не наигрались в определенном возрасте и придумываем себе вселенные?

Даже при моей низкой самооценке меня это не смущало. Я всегда любила и продолжаю любить сказки. Особенно мне нравились индийские. А еще мне всегда нравилось думать, что я бог-отец одной огромной вселенной! (улыбается). Но по большей части я себя представляю приемником, куда Вселенная подает сигналы, а я их ловлю и расшифровываю. Иногда мне даже кажется, что это не я пишу истории, а истории сами просачиваются через меня.

Согласна про сказки, сама их люблю. Скажи, а у тебя есть любимые темы или любимые мотивы в книгах? То, о чем ты пишешь чаще всего - либо рассматриваешь чаще всего, пусть и с разных сторон?

О-о-о! Не знаю, можно ли назвать это темой, но я обожаю параллельные миры, путешествия между мирами. У меня чуть ли не в каждом романе что-то такое просачивается. В одной вселенной, кроме самих миров, есть еще зеркала, которые образовались на фоне значимых событий в этих мирах. Зеркал много, миров тоже много. В других книгах я тоже эту тему обожаю. Наверное, поэтому я так и залипла в того же Макса или МИФы. Я думаю, что параллельные миры на самом деле существуют.

Это понемногу приближается к научной фантастике. У тебя в планах написать что-нибудь в таком духе - или пока что нет?

Да, есть один роман. Тема там будет связана с бессмертием и будущим. Идею мне случайно подал преподаватель на лекции по философии. Люди иногда так неосторожно отпускают идеи в воздух.

Давай поговорим о первом романе. Для любого писателя он особенный. Как ты относишься к своей первой книге? Хотелось бы тебе ее переписать (потому что многие авторы о таком задумываются)?

Я отношусь к ней как к опыту, который стоило провернуть. Потому что без него не было бы ничего остального. К тому же, для первой книги я выбрала любимых героев. Сам роман дал мне понять, что я хотела бы видеть в них, и в самой вселенной тоже. Хотя, конечно, на тот момент я плохо понимала, чего хочу. Третья глава была написала уже пару лет спустя, но все равно это было немного не то. До этого писала мало и нечасто и то, что я закончила его - это большой шаг вперед.

Иногда задумываюсь над тем, чтобы переписать, но думаю, что исправлю ошибки и оставлю как память.

А самая-самая любимая книга в твоей библиографии у тебя есть?

*судорожно открывает аккуратно записанный в файл Exel список и принимается изучать* Я стопорюсь, потому что пишу много, и иногда одно вытесняет другое.

Разрываюсь между «Хранителем снов» и «Изумрудной водой». Первый написался немного необычно. У меня был начатый роман, но я на него посмотрела и подумала, что в таком виде мне не нравится, начала с нуля. Там главные герои сражались с кошмарами и охраняли сны других. Второй роман был связан с людьми, которые жили под водой, и там главного героя обвинили в убийстве, которое он не совершал.

А так, у меня в жизни нет одной-единственной вещи даже в тех же книгах, которая мне бы нравилась.

А самый НЕ любимый роман?

Не могу сказать, что он не любимый, но «Временной разлом». Мне нравилась сама идея, не так, как оно получилось в итоге. Думаю, что я не в той плоскости пошла писать.

На твой взгляд, изначальный настрой – «моя идея хороша, моя идея плоха» - сильно влияет на результативность работы в дальнейшем?

Думаю, идея сама по себе особой ценности не представляет. Можно думать, что она плохая, но главное - как она осуществится. На одну и ту же идею разные люди напишут совершенно разные вещи.

Да, это верно. Сама на своем опыте не раз убеждалась. Вот тебе еще один вопрос, который писатели ненавидят (по крайней мере, я точно ненавижу). А откуда ты берешь идеи?

Из воздуха прилетают, по голове с размаху шлепают, и лежишь без сознания пару часов, пока тебя не начнут растрясать герои. У меня на что угодно может случиться, хм... стойка. «О, я хочу про это написать». Один раз высунула голову с балкона и услышала странное грохотание. Написала про этом в одном из рассказов. В другой раз увидела, что в овраге лежит поваленное дерево, которое похоже на чью-то руку, и смотрелось это зловеще. Даже на музыку у меня возникают свои мысли, и часто они не совпадают с текстом.

О боги, это мне знакомо! А тебе, я думаю, знакомо состояние, когда идея приходит не одна, и нужно выбирать. Ты всегда пишешь одну вещь, выбираешь - или иногда пишешь две (или больше) параллельно?

Обычно одну вещь, хотя до этого писала утром рассказ, а позже - основную норму на роман. Потом решила, что на этот год я уже исчерпала себя как сверхчеловека. В прошлом году были восхитительные ноябрьские туманы, которые меня вдохновили на стихи и на... роман. Я в тот момент участвовала в «НаНоРайМо» и разрывалась. Решила, что буду по 500 слов писать в новый роман. В декабре продолжила писать его по норме, в январе закончила. Этот роман растянулся на 100 тысяч слов, как раз. Думала, что герои закончат пораньше, но они не захотели.

Ох уж эти герои. Иногда они путают карты, хотя мы их любим всегда (типа они нам оставляли выбор)... как говорится, с такими героями и плана не надо. А ты составляешь планы? Или во всем слушаешь героев?

В этом году решила попробовать путь «нормального» писателя и составила на три, кажется, романа планы. Нет, все-таки на два романа и один рассказ. План одного романа герои порвали, даже не дойдя до середины. План второго романа герои вроде бы сначала соблюдали, а потом порвали, и я решила, что если и буду что-то делать заранее, то только в виде зарисовок или коротких рассказов. Я так написала два рассказа к роману про загробный мир и поняла, что вот! Вот она, отправная точка! И героев заодно посмотрела. Но иногда эти чудики мне даже своих имен не говорят, вредины.

А так - я из тех маньяков, которые могут сесть за роман, не зная ничего, и спокойно начать писать. Люди до сих пор удивляются, как я могу так спокойно писать и не испытывать запоров. А я никогда не могла так долго сидеть и обдумывать. Я скорее скисну и потеряю интерес. Идею, если она обжигает руки, лучше сразу хватать и реализовывать, потом она может стухнуть.

Это как со стихами. Если пришло что-то в голову, то лучше сразу записать. А то оно потом быстро уходит из головы.

Вот, кстати, я в этом году испытала на себе путь маньяка. В смысле, когда ничего не знаешь и садишься писать. И люди тоже удивлялись. Говорят, такой складный сюжет выходит, а как? Все порываюсь написать статью на тему, думаю, скоро засяду. А у тебя есть ответ на этот вопрос? Как?

Думаю, дело в том, что при таком свободном писательстве отключается все остальное. Да, ты стоишь в темноте и не видишь света вблизи. Но постепенное продвижение вперед дает даже больше, чем план. План же тоже далеко не последняя инстанция, тоже приблизителен.

А вот люди такого не выбирают, потому что им кажется, что это неправильно. Потому что «правильные» писатели так не делают. А как тот же Брэдбери? Он в своих эссе писал, что ему пришла идея – и он садился работать. То есть, он тоже знал про это спонтанное писательство и им пользовался.

Суть, грубо говоря, в том, что ты отпускаешь вожжи, отдаешься потоку, доверяешь себя ему - и так у тебя получается складная история. Верно?

Да, мозг все использует. Я это часто замечала. Например, в романе вначале что-то было, а потом это что-то сыграло роль в сюжете. А я такая сижу и понимаю, что блин. Это же гениально!

Читатель с тобой познакомился, мы никого не напугаем (надеюсь), и пора переходить к хардкору. Кстати, недавно я писала статистику для Клуба. Ты зафиналила три «НаНоРайМо» подряд. А в этом году написала 100 000 + слов за месяц. Я уверена, что ты решила тренировать навык осознанно. Когда? И почему?

Начну издалека, можно? Половину своей жизни я прожила неосознанно и ничего не хотела делать. Думаю, первый толчок случился в тот момент, когда я стала изучать Photoshop, чтобы делать дизайны для ролок. А потом подумала, что вот... Люди пишут меньше, чем я, а я несчастный роман не могу написать. Только есть рассказы, да и то больше похожие на зарисовки. Кроме того, я хотела рисовать. До этого я пробовала рисовать, но не пошло.

Не знаю, что во мне сдвинулось. Наверное, главным толчком стал момент, когда я приняла участие в первом клубном «НаНоРайМо» и, удивительно, написала роман! До этого были две неудачные попытки. А потом одновременно с этим я начала рисовать каждый день. И с того дня стала стараться писать каждый день. Но регулярно я стала писать в июне прошлого года, одновременно со стихами. Я поняла, что не хочу писать стихи только когда мне плохо, да и пора выводить себя из этого плюшечного состояния. Мне захотелось.

Одновременно с этим я начала учить каждый день немецкий и английский языки. И получилось, что каждый день я занималась рисованием, писательством, сочиняла два стиха и тратила время на иностранные языки (сначала очень мало). «Мало» меня сначала пугало и даже шептало в ухо, но я себе решительно сказала, что лучше мало, но каждый день. Что бы кто ни говорил, ежедневные маленькие шаги дают результаты. С марта этого года прибавился японский. Также я старалась читать минимум полчаса в день. На все это у меня в среднем уходит 4-5 часов

Думаю, главный секрет в том, что я действительно захотела и осознала, что хочу.

Да, желание в конечном итоге решает все. Но дальше идет работа, выработка навыка. И писать хочется далеко не каждый день. Как ты усаживаешь себя за рукопись в те моменты, когда «не прет»?

Открываю документ с утра, гляжу на него и в течение дня собираюсь с духом. А вообще я заметила интересную вещь. Если не прет писать именно на компьютере, можно попробовать с телефона или даже от руки. Главное - дать толчок, и дальше идет проще.

У тебя есть конкретное время для писательства?

Нет, но я предпочитаю с утра, потому что под вечер иногда тяжело собраться. Если не идет писательство, то рисую или читаю, или занимаюсь языками. А потом можно снова к писательству.

Что до ежедневной нормы слов или знаков? Есть у тебя такая?

Когда-то было 1000 слов, в этом году сделала 3000 слов. А сейчас понравилось писать 4000 слов. В прошлом году пробовала неделю писать по 10 тысяч слов каждый день. Это было тяжело, но возможно.

С какой постепенностью ты поднимаешь планку? И сколько времени это занимает?

Планку не поднимаю. Отталкивалась от ощущений. Если я мало пишу, то чувствую себя непродуктивной. Писать меньше 2000 слов - это плестись и впадать в состояние прострации. Для меня писать важно быстро и не отвлекаясь, в противном случае вся легкость куда-то уходит. Но у каждого свой темп, хотя поэкспериментировать стоит.

В прошлом году на 3000 слов уходило примерно полтора часа, сейчас уже чуть ли не вдвое меньше. Не знаю, от чего повышается скорость. Думаю, дело в том, что я пишу каждый день.

Помню, ты говорила, что делаешь перерывы. Как часто?

Я пробовала разные временные промежутки, и в итоге остановилась на 15-10. 15 минут писательства и десять минут чтения. Если произошел затык, то он уходит, и становится писать легче. К тому же, я заметила, что чем больше таких маленьких промежутков, тем выше шанс, что напишешь немного больше. За час непрерывного письма я могу даже набрать меньше, чем за такие 15-минутки.

Мне, как администратору Клуба, было приятно узнать, что после двух неудачных попыток ты написала роман именно в рамках нашего «НаНоРайМо». И, судя по тому, что ты рассказала, это послужило мощным толчком к последующему творческому возрождению. Какие советы ты бы дала участникам марафона? Что нужно для того, чтобы написать 50 000 слов за месяц?

Думаю, что в любом деле главное следующее: верить в себя, найти любимую вещь (для меня это параллельные миры) и стараться работать в течение дня, пусть и понемногу. Потому что если думать, что надо сесть и писать в течение часа, это обычно демотивирует, а вот если 15 минут, то это уже больше привлекает. Пусть таких 15-минуток будет много. Вместо проверки почты или просмотра фильма.

Ты считаешь, что поддержка группы помогает двигаться вперед в марафоне?

Да. Мне поддержки всегда не хватало. Важно, чтобы рядом находился человек, который может сказать парочку теплых слов и поддержать.

И еще один вопрос, который актуален для писателей - и который просто нельзя не задать, особенно в контексте беседы о «НаНоРайМо». Крис Бейти в «Литературном марафоне» упоминает о кофе и сладостях. Что ты думаешь по поводу стимуляторов, будь то кофеин, энергетики или сахар?

Начнем с того, что кофе я не особо люблю, а сладостей стараюсь есть поменьше. Но, если честно, я всегда была против энергетиков и пяти-десяти чашек кофе в день, это ненормально. Если энергии не хватает, ее стоит искать в других вещах. То, что реально тормозит процесс - так это недостаток сна.

А в чем ты ее ищешь? Ведь писательство - процесс энергозатратный. Это только кажется, что мы сидим на попе и ничего не делаем.

Актуальный вопрос. Для меня главное - спать каждый день примерно одинаковое количество времени. Если больше, то уже вата. Чуть поменьше - еще поправимо. А так - все думаю, как встроить медитацию в течении дня.

Сон - это очень важно. И работает много лучше энергетиков и кофе. Скажи, ты помнишь, как появилась в Клубе? И когда?

Я появилась на ЖЖ сначала в сообществе Дарьи Корж «Райтхак». Если честно, не помню, как раньше оно называлось. Там, кстати, я пыталась пройти один из «НаНоРайМо». Это было в 2015 году. Потом через одну участницу я нашла ссылку на Клуб и сначала оставалась сторонним наблюдателем, но так как большая часть была закрыта, то решила вступить.

Как твое нахождение в Клубе повлияло на творчество? Что-то изменилось? Материалы и мероприятия тебе в чем-то помогли?

Благодаря Клубу я и пишу сейчас так много, и начала писать именно романы. Мне нравятся тематические месяца и «Летние игры». Благодаря «Летним играм» тоже появились хорошие идеи. Я стараюсь по максимуму использовать такие вещи, это может дать толчок к созданию произведения. Благодаря «Еженедельной зарисовке» появилось много стихов.

Мы много говорим о том, что для писателя главное - практика. Какие три практических навыка, на твой взгляд, САМЫЕ важные для писателя?

Концентрация, умение печатать, не глядя на клавиатуру (в противном случае замедляется скорость), умение подмечать то, что не видят другие - мелкие детали, интересные новости или вещи.

Концентрация - это проблема для многих, особенно для начинающих. Что помогает концентрироваться именно тебе?

Для того, чтобы погрузиться в вещь, на мой взгляд, необязательно даже выключать Интернет, главное - начать (я всегда это говорю) и постараться окунуться в историю. В процессе письма я прокручиваю возможные варианты того, что случится дальше. Обычно варианты не сбываются, потому что героев, видимо, это не устраивает. И еще важно, чтобы занятие нравилось. Если мне чего-то не хочется делать (или задача вызывает отвращение), я буду оттягивать до последнего, даже если оно под флагом «надо». Если мне что-то интересно, я могу настолько забыться, у меня шея затечет или даже ногу сведет. Я так часто или в писательство погружаюсь, или в рисование. Состояние потока, в котором главное - процесс, который вдохновляет.

Каковы твои ближайшие творческие планы?

На ноябрь еще один «НаНоРайМо» (трепещите жалкие смертные!), две главы в поэму. На декабрь – «Живые механизмы» и еще главы в поэму.

И - традиционное, напоследок. Что бы ты пожелала молодым и начинающим писателям?

Люди, если кто-то говорит вам, что вы пишете хреново или неинтересно, то если честно, я думаю, что этот человек или пытается утвердиться за ваш счет или попросту завидует. Ваше творчество - это не наркотики и не алкоголь, оно не может принести никому вреда. Люди, считающие, что вы занимаетесь не пойми чем, или боятся себе признаться, что тоже хотят, или похоронили себя как творца. Кто бы ни говорил, я верю, что писательство - это не только истории, но еще и что-то, являющееся важной частью нас. Как и само творчество, в принципе. Нельзя вырезать человеку сердце и решить, что он будет нормально функционировать. Все - это часть нас. И все это нужно, в первую очередь, нам.



Задаем Маше вопросы, друзья!

Слушайте свое сердце,

С любовью, Настя


Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 19 слов — Сказать )
vysochina_lera
6 ноя, 2018 08:09 (UTC)
Очень интересное интервью! 10000 слов в день!.. *покачнулась на стуле, упала, выползла из-под стола и снова начала печатать коммент* Очень вдохновляющие числа :)
Про "хочу" важный момент, да.
Систему 15минуток захотелось попробовать на практике :)

А где можно почитать упомянутые романы? "Изумрудная вода", "Хранители снов" и другие? Продоман, ЖЖ, Литнет, Самиздат?

Edited at 2018-11-06 08:10 (UTC)
miradella
6 ноя, 2018 08:27 (UTC)
Пока что нигде нельзя почитать.
vysochina_lera
6 ноя, 2018 10:58 (UTC)
Если решите опубликовать, держите в курсе ;) Мне интересно было бы почитать.
miradella
6 ноя, 2018 12:47 (UTC)
Ну вот бету себе вроде бы нашла, так что думаю, что буду выкладывать.
era_elto
6 ноя, 2018 15:15 (UTC)
Вот и я тоже Маше говорила. Пора, пора! Рога трубят! )
miradella
6 ноя, 2018 18:20 (UTC)
Да-да, пока не сожрали вконец надо :D
era_elto
6 ноя, 2018 18:26 (UTC)
Вот именно. Мне нравится ход твоих мыслей! ))
miradella
6 ноя, 2018 18:36 (UTC)
У меня выхода два - или выкладывать уже. Или же строить бункер далеко-далеко под землей, чтобы не достали :D
era_elto
7 ноя, 2018 12:06 (UTC)
Строить бункер тебе никто не запрещает. Главное - не забывай выкладывать!
miradella
7 ноя, 2018 13:32 (UTC)
Будет все будет. Вот отредактирую вместе с подругой один сборник рассказов и выложу на фибук.
era_elto
7 ноя, 2018 15:24 (UTC)
Вы мне, мадемуазель, глаза не заговаривайте! Я жду! И не только я! ))
miradella
7 ноя, 2018 15:58 (UTC)
Я кристально чиста и невинна!
era_elto
7 ноя, 2018 16:10 (UTC)
Никто не сомневается, но свежие выкладки ждем ))
zamok_v_lesu
6 ноя, 2018 13:36 (UTC)
Да, числа впечатляют, это правда! И фэнтезийные миры - наше всё. :)
Мне тоже было бы интересно почитать. Люблю такое всё. :)
streletc_art
7 ноя, 2018 08:11 (UTC)
*писательство - это не только истории
- вот поэтому всё и получается. Маша нащупала главное.
Я уже говорила и опять скажу: Мария - очень волевая личность, стойкий оловянный солдатик, который понял что-то важное, и оказалось, что он не ошибся.

Отличное интервью, спасибо, девчонки! ))

Маша, если можно, расскажи немного о том, как проходит твой день - отдельно рабочий и отдельно - выходной... Просто, чтобы понять, как у тебя в распорядок вмонтировано писательство.
miradella
7 ноя, 2018 11:25 (UTC)
Дело в том, что я не работающий человек, я человек, который учится в аспирантуре, так что у меня по сути все дни как рабочие. У меня выходных нет, я в течение дня отдыхаю, если мне надо.
streletc_art
7 ноя, 2018 11:34 (UTC)
Ну тогда просто любой день. Как он распределяется, чтобы на всё хватило.
Я вот разгильдяйка, у меня или аврал, или разлюли-малина :)
era_elto
7 ноя, 2018 12:08 (UTC)
>> У меня выходных нет, я в течение дня отдыхаю, если мне надо.

Хех )) добро пожаловать в наш клуб. Только я не учусь, а на себя работаю. Но помню, помню, что когда-то у меня были выходные и рабочие дни, вот прямо четко делились ))))
charlie_gelner
12 ноя, 2018 14:26 (UTC)
Какой Маша интересный человек!
С удовольствием почитала, спасибо :)
( 19 слов — Сказать )
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com