?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня

Хотя возможность научиться читать
дается ныне каждому,
лишь немногие замечают,
как могуществен талисман,
который они получили.


Герман Гессе «Магия книги»

Доброе утро, дорогие друзья - читатели!

Сегодня мы добрались ровно до середины всего списка правил медленного чтения. Конечно, мне бы хотелось узнать,  пользуетесь ли вы этими правилами Пригождаются ли они вам тем или иным образом в вашем писательском труде или хотя бы стали ли вы читать чуточку внимательнее?

Шестое правило медленного чтения предлагает нам обращать внимание на знаки,  указательные столбы, которые автор расставляет по книге. Эти указатели могут принимать самые разные формы и выступать в роли ключевых слов, ключевых образов, ключевых предложений или абзацев. Авторы используют указательные знаки, для того, чтобы направить читателя или при помощи какой-то короткой истории, анекдота, газетной статьи. Ключевые моменты книги могут перекликаться друг с другом, контрастировать, противоречить. Они подобраны словно острова архипелага, каждый из которых расположен сам по себе, однако при этом является частью чего-то общего и связан с другими островами.
Совершенно потрясающие примеры указательных столбов можно обнаружить в произведениях Шекспира. Например, в трагедии "Макбет", если читать её на языке оригинала, особенно четко можно увидеть повторение ключевых слов: "кровь, ребенок и нож" (Blood- baby- knife), которые соединены настойчивым употреблением глаголов - действия (do, deed) и тем самым создают тот самый зловещий ритм.

Сигнальные знаки не просто важны. Они жизненно необходимы. Английский поэт Перси Биши Шелли сказал, что "для каждого человека есть какая-то одна сцена (место происшествия), какое-то одно приключение, какая-то одна картина, которая является образом его внутренней тайной жизни, поскольку мудрость прежде всего, говорит образами". И каждый раз, обнаруживая в произведении эту одну сцену, этот один момент - это может стать ключом, который открывает нас самих для себя. И образ находит нас точно также как мы находим тот самый образ.

 В качестве примера снова вернусь к "Рыбакам" Чигозе Обиома (Chigoze Obioma), о которых мы говорили неделю назад. В книге есть момент, когда главные герои - те самые рыбаки - убивают соседского петуха. Делают они это из чувства мести, за то что соседка рассказала родителям, что видела их в том месте, где детям гулять было запрещено. Кстати сказать, они не просто там гуляли,  а рыбачили, что было соответственно запрещено тем более. И уж продавать рыбу, пойманную в этом запретном месте было и запрещено, и незаконно и  опасно для тех, кто её покупал на рынке. В общем, по сюжету очевидно, что дети были не правы. Но вместо того, чтобы сделать выводы и исправить своё поведение, то есть использовать какую-то рациональную часть -  они решили отомстить и убили петуха. Эта сцена описана с отталкивающими подробностями, однако она не может при этом остаться незамеченной. Это тот самый явный сигнал, вывеска бегущей строкой, которая предупржедает об опасности и раскрывает героев, так что уже не остается иллюзий по поводу их характеров. И эта сцена предскаывает и предупреждает о том, что произойдёт дальше - когда они будут мстить уже человеку.

Образу обладают огромной силой. Они привлекают читателя, захватывают его внимание, держат в напряжении или показывают направление, в котором нужно следовать. Какие образы запомнились вам, в прочитанных книгах или в том, что вы читаете в данный момент? Какие образы преобладают в вашем творчестве, насколько осознанно вы вписываете их в свои произведения?

И для тех, кто хочет пойти дальше в понимании себя, предлагаю задуматься над ключевыми образами, которые ведут вас по жизни, на которые вы обращаете внимание, на которые вы реагируете и с которыми ассоциируете себя. Если задуматься над этим, то ответ получится очень личным, и я разумеется, не прошу публичных ответов. Но те кто посмотрят на это внимательнее, могут найти очень важные ответы и указатели, которые применимы не только к творчеству, но и к жизни в целом.  И я опять повторю свой любимый тезис, о том что чтение способно раскрыть нам наш собственный внутренний мир. Если мы готовы вложить в него внимаие, время и терпение.
  

А я пожелаю вам теплых и уютных выходных и приятного времени наедине с книгой!

С любовью и вниманием,
Ирина

Buy for 10 tokens
***
...
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com