?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


В разговорах с творческими людьми я часто слышу:

- У меня нет времени на творчество.

- Важно ли оно для вас? - спрашиваю я.

- Конечно, важно! - отвечают мне. - Но времени нет.

Человек начинает описывать, как тяжело он работает, как много времени нужно уделять дому и прочая-прочая. В ответ я привожу примеры других людей, которые работают втрое тяжелее и уделяют дому в три раза больше времени.

- Ну, конечно, они работают тяжелее, - соглашается мой собеседник.

- Значит, пятнадцать минут в день у вас все же есть, - говорю я. - Вот, к примеру, вместо Facebook или вместо YouTube, да?

- Да, - вновь соглашается человек.

- Так почему бы не использовать это время для того, чтобы написать абзац-другой?

- Не знаю. Каждый раз, когда такая возможность появляется, мне лень.
Миф о лени

Лень - это очень удобная штука, потому что с ее помощью можно оправдать все, что угодно. Люди произносят фразу "мне лень", даже не задумываясь об истинном ее значении. Ну всем же понятно - лень! Лень - это... а что же это такое?

Дело ли в том, что у вас неправильно расставлены приоритеты? Нет.

Дело ли в том, что вы просто ленивая жопа от природы? Нет, потому что - снова - что такое лень?

Дело ли в том, что вы ленитесь потому, что так принято, ведь 80 процентов людей на планете Земля ленятся и почти гордятся этим? Нет.

Дело ли в том, что ваш дискомфорт недостаточно силен для того, чтобы вы начали предпринимать шаги в направлении воплощения своей мечты? Нет.

Я исследовала вопрос лени - в том числе, и творческой - много лет. Я наблюдала за собой, за другими людьми, читала заметки и биографии творческих людей. И пришла к выводу, который, возможно, не очень понравится любителям бездумной фразы "мне лень", но тем не менее. Лень - это отсуствие энергии. Отсутствие внутреннего огня, который помогает нам двигаться вперед. Или, если говорить точнее, не оставляет нам выбора: вперед, только вперед, других опций нет.

Экономим, вот только непонятно, что именно

По умолчанию в нас установлена программа, которая побуждает экономить энергию. Двигаться поменьше, спать побольше. Не работать слишком тяжело, особенно если это интеллектуальная работа (а мозг, как известно, потребляет много энергии - примерно 20% от общего количества). Отсюда растут ноги у мнения, что каждому из нас от рождения дано какое-то врожденное количество энергии, и оно неизменно. Есть потолок, и его не преодолеть, как бы мы ни старались. Соблазнительный миф, с которым, помимо всего прочего, очень трудно спорить: ведь все знают, что после тридцати лет сил у нас становится все меньше и меньше, ведь есть столько примеров. Рамки многих людей так узки, а зона комфорта держит так крепко, что глаза наши видят только подтверждение собственного бездействия. Мы начисто забываем о том, что люди с удовольствием бегают марафонские дистанции после семидесяти лет. Не обращаем внимания на многочисленные примеры тех, кто начинал жить полной жизнью после сорока, если не после пятидесяти. Да, таких меньшинство. Но означает ли это, что остальные не способны добиться таких результатов?

Вспомните тот момент, когда вы сделали что-то, чего не делали раньше, считая это недостижимым. Худели на приличное количество килограмм. Писали блестящие статьи. Заканчивали крутые проекты намного раньше установленного срока. Правда в том, что всем этим достижениям предшествовали внутренние изменения, переход на новый уровень, потому что на прежнем вы не смогли бы совершить качественный рывок. Изменения в любом случае неизбежны. Вопрос в том, что происходит с вами: вы прогибаетесь под реальность и экономите энергию или ищете способы увеличить ее количество.

Для того, чтобы сделать что-то новое, необходимо обновиться самому

Я наблюдала много примеров того, как люди - сейчас я говорю о писателях - пытаются сесть попой на два стула. Все хотят писать книги и совмещать это с "обычной" жизнью, но мало кто при этом хочет менять что-то в себе. В итоге мы получаем:

- Хочу заниматься творчеством, но нет сил/лень.

И - вот, снова. Мы начинаем что-то мудрить, экономить силы, расставлять приоритеты. Но в сутках двадцать четыре часа, и, сколько бы приоритетов вы ни расставляли, количество энергии останется прежним. В худшем случае у вас будет ощущение, что вы приносите некую жертву. И тогда у нас получаются писатели с несчастной личной жизнью и писатели, у которых никогда нет денег. Я думаю, что здесь очень важно уяснить простую истину: если вы хотите что-то изменить в своей жизни, вам, прежде всего, нужны силы для этого рывка. Важно понять, что с настоящим количеством энергии у вас ничего не получится. Иначе бы давно получилось.

Что вам на самом деле нравится делать?

Удивительно, но огромное количество творческих людей не могут ответить на этот вопрос. И не только потому, что люди в общей своей массе разучились чего бы то ни было хотеть, потому что нам промывает мозги реклама, а остальное услужливо делает "желающее добра" общество. У творческих людей есть своя, особая беда. Некоторым из нас с детства внушали, что мы занимаемся ерундой. Что творчество денег не приносит, что твои книги - это ребячество, что твои картины - это просто хобби, а твоя музыка - это баловство. Единицам - к счастью, я в их числе - удалось "отвоевать" для себя право на то, чтобы заниматься этим ребячеством, хобби и баловством, потому что для нас это нечто большее. И все же за творческим человеком всегда маячит тень стыда. Мы вот именно что отвоевываем время, опять же, приносим некую жертву. Многим из нас стыдно писать книгу - ведь это время можно провести с семьей. Многим из нас стыдно заниматься сочинением стихов - ведь друзья ждут нашего внимания. И дело тут не в токсичности отношений, потому что они далеко не всегда являются таковыми. Дело тут в том, что мы очень-очень часто не умеем ставить границы в отношениях с другими людьми. А они должны быть. Всегда. И они должны быть понятными и четкими. И присутствовать они должны с обеих сторон.

Женщина, у которой нет своих стремлений и желаний - это не добрая и любящая мать и не подруга, которую все обожают. Это несчастный человек, который на самом деле никому не нужен, в том числе, и самому себе.

Мужчина, у которого нет своих стремлений и желаний - это не добытчик в семье, не любящий отец и не преданный друг. Это несчастный человек, который на самом деле никому не нужен, в том числе, и самому себе.

А если вы мне не верите, то теорию можно проверить. Это просто. Заберите у этих людей в один момент друзей и семью. Заберите все, что хотя бы как-нибудь определяет их статус. Заберите у них зеркала, в отражениях которых они потеряли себя. И тогда они окажутся теми, кем являются на самом деле. Несчастными людьми.

Что вы увидите, если у вас заберут эти зеркала? Что увидите, когда придется заглянуть в себя глубоко-глубоко и задать себе самые важные вопросы? Больше нет людей, которым нужно приносить жертвы. Больше не нужно ни о ком заботиться. Пришло время позаботиться о себе. И вот тут-то нас настигает неудача. Потому что мы НЕ УМЕЕМ этого делать. Поэтому я так много и так часто говорю о границах. Людей, у которых они есть, часто называют мерзкими циниками, которым никто не нужен, но это неправда. Мы практикуем здоровый эгоизм потому, что только так можно строить полноценные отношения и полноценно общаться с другими людьми. Жертвы никого не интересуют. Их и так слишком много. А вот эмоционально взрослых людей единицы. Здоровый эгоизм - неотъемлемое свойство личности эмоционально взрослого человека.

Так что же дает вам силы?

Подумайте об этом прямо сейчас. Не давайте очевидных ответов, которые вы видели в умных статьях и книгах. Подумайте о том, что наполняет силой именно вас. Вещи, которые вы когда-то делали, а теперь не делаете, потому что хочется принести стотысячную жертву (и ощутить себя несчастным, чувствуя, что ее снова никто не оценил). Вещи, которых вы никогда не делали, но хотели бы попробовать. Сходить в кино в одиночестве. Наплевать на диету и приготовить пиццу с тремя видами сыра. Прыгнуть с парашютом. Пробежать марафон. Научиться играть на скрипке в тридцать с хвостиком лет. Нарисовать картину пальцами так, как делал Винсент ван Гог. Потратить треть заработанных за месяц денег на книги. Устроить себе фотосессию - или устроить фотосессию кому-нибудь другому (да хоть бы котам на улице! Они этого достойны). Подарить себе огромный букет роз без повода. Купить себе туфли на каблуках, которые вы обуете лишь однажды, или вон то восхитительное платье из шелка, которое вы наденете от силы пару раз. Познакомьтесь с красивым мужчиной или красивой женщиной просто потому, что вам взбрела в голову такая мысль.

Многие считают, что энергией нас наполняют конкретные действия. К примеру, спорт. Или глубокий здоровый сон. Или пеший поход в хорошей компании. Но я думаю, что на вещи нужно смотреть несколько шире. Все, что заставляет наше сердце биться чаще, наполняет нас энергией. Мудрость в том, чтобы смотреть на самих себя как на комплекс, как на систему, которая включает в себя и тело, и чувства, и интеллект, и духовный аспект. Можно следовать умным советам и применять то, то и это, но истинная цель - открыть для себя собственные источники энергии, те, которые актуальны именно для нас.

Правда, лень все же немного жаль. Но она переживет.

Слушайте свое сердце,

С любовью, Настя


Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

sindy11
9 мар, 2019 12:09 (UTC)
Я очень долго скрывала от родных свои литературные опыты. Не думала, что поймут. Приняли, но с некоторым удивлением.
Я вот сейчас тоже самое сделала:) они до сих пор в шоке, ну и вроде как гордятся, хотя особых отзывов не было. Но тетю даже вдохновила, тоже писать, хоть что-то полезное сделала, своим признанием:)
- Сегодня ты писал?
- Да.
- Значит, сегодня ты - писатель.


(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"


header by Violet Kashi

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com