Эра Эльто (era_elto) wrote in writing365,
Эра Эльто
era_elto
writing365

Categories:

"НаНоРайМо"-2019. NaNoWriMo-Talk. "А вдруг у меня получится плохой роман?.."


В предыдущих сериях NaNoWriMo-Talk, а то вдруг вы пропустили:

1. "Когда вы пишете?".

2. "Где ваша морковка?".

3. "Где ваша морковка-2. Плюсы и минусы разных типов мотивации".

Всем добрый мур - и еще раз благодарю за активность в комментариях (и скоро я на них отвечу!) под постами внезапно образовавшегося мини-цикла NaNoWriMo-Talk! Я решила: почему бы и да? Буду вот такие мелкие время от времени писать. И неожиданно очень хорошо зашло. И идеи есть - благо вы, дорогие друзья, даете мне массу информации к размышлению, когда пишете и под этими постами, и под отчетами. Герой нашего сегодняшнего материала - один из главных писательских (да и не только) страхов. Цитирую комментарий, который побудил меня взяться за этот пост.

Скорее всего у многих такое было, даже если они этого не осознавали, но лично у меня очень длительный неписуй спровоцировала следующая штука: я понял, что пишу свою первую длинную работу, и когда я её закончу, она будет не лучшим, что я мог написать. А через несколько лет и спустя сотни тысяч слов, когда я это перечитаю, у меня, вероятнее всего, вообще волосы дыбом встанут. Как же так? Это же мое выхоленное детище, мои любимые персонажи, это вещь, в которую я уже столько вложил! И она будет неидеальной. Когда об этом говоришь вслух, звучит глупо, но реально это может ввести в ступор, заставить грызть себя за каждое предложение, а потом и вовсе бояться рукописи, как огня. А там - и неписуй, и упадок настроения от того, что писать себе спокойно не даешь, хотя хочется, и получается замкнутый круг.

Здесь описана очень печальная ситуация, и она знакома каждому из нас. Тот самый случай, когда перфекционизм, полезный в малых дозах (как любой яд), подчиняет и ум, и эмоции автора себе. В итоге мы сначала критикуем работу, которая еще не готова - в смысле, вообще не готова, еще не написана. А потом запрещаем себе даже выстраивать сюжеты в голове, потому что они будут не такими живыми и красивыми, как на бумаге. Неудивительно, что образуется "длительный неписуй". Иногда этот "неписуй" растягивается на всю жизнь.

Что же. Давайте-ка разберем этот комментарий по косточкам и поймем, как можно исправить положение.
1. Моя первая работа будет не лучшим, что я мог написать. А через несколько лет...

Это правда. И одновременно неправда.

Это правда потому, что у писателей вообще нет лучших романов. Есть любимые романы. Есть неплохие романы. Есть романы, которые близки нам по духу. Но в своих работах мы всегда найдем массу недостатков. Причем таких, которых со стороны не разглядеть. А еще - таких, которых там вовсе нет. Да, мы, писатели, такие. Это наше любимое хобби - искать недостатки в собственных работах. Иногда мы так увлекаемся, что перестаем работать. Также это правда потому, что 99.9 процентов писателей ненавидят свой первый роман. Вы еще его не возненавидели? Ничего, после десяти последующих романов это случится. Происходит это потому, что писатель меняется от книги к книге. Он растет. Если смотреть под таким углом, то каждый наш роман - хреновый роман.

А теперь - немного о том, почему это неправда. Каждый наш роман - при условии, что мы выложились на полную катушку - великолепен. Целевая аудитория примет его на "ура". Читатель будет с упоением следить за сюжетом, восхищаться разномастными героями, ненавидеть одного, завидовать другому, влюбляться в третьего. Опытные писатели знакомы с ситуациями, когда вроде бы слабая вещь неожиданно "выстреливает" и становится очень популярной (лично у меня такое бывало много раз). Дело в том, что объективно оценить произведение искусства невозможно. Искусство - это вообще не про объективную оценку. Автор торгует удовольствиями и эмоциями, а не фактами и математическими формулами (даже если вы думаете, что это не так). Эмоции и удовольствия - иррациональный мир, в котором царит хаос. Наша главная цель - сделать так, чтобы читатель переворачивал страницы. Если у вас это получилось, то вы УЖЕ пишете великолепный роман.

Вывод. Творчество - это не про вчера и не про завтра. Творчество - это про сейчас. Ваша работа имеет ценность только в том случае, если вы сконцентрированы на текущем моменте и отдаете рукописи все, что можете отдать. Да, через год вы станете более опытным. А через пять лет - тем более. Но это будет потом. И вы не перескочите на другую ступень, не использовав до конца то, что имеете сейчас. Как и жизнь в целом, творчество - это череда побед и уроков. А между ними - долгие-долгие километры пути. Если хотите добиться успехов в какой-либо области, нужно идти, не останавливаясь, и не соблазняясь сладким голоском перфекциониста. Мало ли, что он там плетет? Вы пишете лучший роман в своей жизни - и все тут.

2. Это вещь, в которую я столько вложил!..

Я думаю, все встречали "писателей" (в кавычках - потому, что они не пишут) и "поэтов", а также "художников" и "музыкантов", которые страдают от отсутствия признания. Я так трудился, так трудился! Но внимания публики не получил. Есть ли смысл дергаться? Уж лучше я посижу в сторонке и понаблюдаю за тем, как остальные терпят неудачи. Конечно, в случае автора комментария все так далеко не зашло - и верю, что не зайдет. Но ситуация опасная. А опасна она по двум причинам.

Причина первая. Поиск виноватых извне.

Очень удобная позиция: я не пишу потому, что сегодня никто не читает. Или еще лучше: я не пишу потому, что именно этот роман именно в этом жанре никому не интересен. Ее очевидный плюс в том, что вы окажетесь в большинстве, так как обиженных на жизнь творческих людей сегодня полно. А минус - в принципе, такой же очевидный - в том, что вы обманываете себя. И осознаете это. Почему же вы не принимаетесь за роман? Нет, вовсе не потому, что боитесь ошибиться и потерпеть неудачу. Вы боитесь преуспеть. Ведь неудача воспринимается сообществом нереализованных творческих людей как нечто приятное. Вас будут утешать, думая "вот такой же неудачник, как я, здорово, что я не одинок". Вы боитесь преуспеть. Потому что сообщество нереализованных творческих людей немедленно обольет вас грязью и начнет доказывать вам, что вы написали плохой роман. Увы, тут я вас утешить не смогу. Большая часть писателей сегодня - как раз люди нереализованные, и здорового отношения к успехам других от них ждать не стоит. Это было одной из причин того, почему я создала Клуб.

Причина вторая. Чувство собственной важности.

Коварный, коварный парень это наше чувство собственной важности. Он заставляет нас обижаться, ревновать, гневаться, жаловаться на жизнь. А все потому, что мы все такие из себя, а нас не ценят. Посмотрите на меня! Ведь я умен и прекрасен, а еще талантлив! Да я, черт побери, бог! Почему вы этого не видите?! Но правда в том, что другие все видят. Не видим мы. Люди искусства редко преуспевают в своей работе, если не учатся вовремя отделять свою личность от своего продукта, а свои эмоции - от вложенной в этот продукт энергии. Мы должны быть готовы к тому, что роман "я в него вложил всего себя, ну всего себя!" не будет воспринят читателем на "ура". Точно так же ваша подруга может не заметить шикарную стрижку, а ваш друг внезапно не оценит спортивную машину, ради которой вы пахали сверхурочно целый год. Здесь у нас эдакие весы, на одной чаше которых - признание, а на другой - наши личные цели, внутреннее состояние, наполненность, удовлетворение отлично сделанной работой. Лично я не думаю, что от чувства собственной важности нужно полностью избавляться. Оно делает нас людьми, его нужно просто-напросто приручить. Так чаши весов будут находиться в балансе. К слову, он для каждого индивидуален.

Вывод. Ориентируясь на внешние факторы, вы никогда не напишете хороший роман, а то, что вы в него вложили, никто не заметит. Это вполне логично: вы не можете одновременно быть снаружи и внутри.

3. И он будет неидеальный.

Мы оставляем романы недописанными, а мечты - нереализованными вовсе не потому, что боимся поражения или неудачи. Мне очень часто пишут о подобных страхах. "А вдруг у меня получится плохой роман?". Внимание. Вопрос, ответ на который поможет вам отыскать истинную причину вашего промедления. Что же произойдет, если у вас на самом деле получится плохой роман? Вот. Это случилось. Вы написали самую хреновую на свете книгу. Вы сидите над рукописью, под которой уже написали слово "конец", и осознаете: она хренова как никогда. Все кончено. Вы больше никогда не станете полноценным членом общества. У вас никогда не будет денег. Родственники отвернутся от вас. Босс зажмет премию. Муж/жена уйдут к другой/другому. Кот убежит и больше не вернется. Банкомат сожрет кредитную карту. А еще начнется третья мировая война. И - да. Вы увидите, что на приборной панели вашей машины горит странная лампочка и решите снять одну из клемм на аккумуляторе - а вдруг просто электричество шалит? И забудете ключ в замке зажигания. А потом вернете клемму на место. И двери машины автоматически заблокируются. И произойдет это на скоростном шоссе в начале третьего ночи. Ох уж этот плохой роман. Кстати, история про клемму абсолютно реальная - но, к счастью, это случилось не со мной.

Мы боимся писать плохие романы - и делать "плохие" вещи вообще - всего лишь потому, что хотим соответствовать определенным нормам. Это нормы поведения, нормы приличий, нормы, связанные с эмоциями и разнообразными ментальными стереотипами. Чаще всего корни нездорового перфекционизма уходят в школьные годы. Нас хвалили за хорошие отметки и ругали за плохие. При всем при этом объяснение важности хороших отметок сводилось к туманным "если они будут плохими, ты не сможешь получить нормальное образование". Потом мы выросли и поняли: последнее, что волнует потенциальных работодателей (клиентов, партнеров, если у вас свой бизнес) - это "пятерки" по математике и русскому языку. Людям важен ваш опыт, ваши навыки. Людям важны результаты. А опыт и результаты не приходят к тем, кто всегда идет правильным путем. Вы давным-давно не в школе. Вас не будут ругать за плохие отметки. Да и хорошие тоже никому не интересны. Так кому же вы хотите угодить? Кто погрозит вам пальцем, если вы напишете якобы плохой роман? Кого вы боитесь разочаровать? Этот голос в голове у каждого свой. Кому бы он ни принадлежал, помните: ЭТОТ ГОЛОС - НЕ ВЫ! И с вашей истинной личностью он ничего общего не имеет.

Вывод. Подумайте о том, кого вы боитесь разочаровать, написав плохой роман. Это будет непросто, особенно если ваш внутренний перфекционист уже жирен и хорошенько раскормлен. Но это вполне осуществимо. Согласитесь, довольно глупо пытаться угодить людям, с которыми вы давно не общаетесь. Да и вообще глуповато пытаться кому-то угодить. Помните чемоданчик с миллионом долларов? Кому-то хочется, чтобы там было золото, кому-то купюры покажутся слишком мелкими, а кто-то и вовсе предпочтет другую валюту.

Слушайте свое сердце,

С любовью, Настя


Tags: Забота о себе, Личная писательская эффективность, Личный опыт, Мотивация, Первый роман, Перфекционизм, Писательская магия, Творческие страхи, Четвертый НаНоРайМо 2019, Энергия
Subscribe
Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments