Эра Эльто (era_elto) wrote in writing365,
Эра Эльто
era_elto
writing365

"НаНоРайМо"-2019. NaNoWriMo-Talk. ТОП-6 ошибок в создании персонажа


В предыдущих сериях NaNoWriMo-Talk - проверьте, не пропустили ли вы что-нибудь:

1. "Когда вы пишете?".

2. "Где ваша морковка?".

3. "Где ваша морковка-2. Плюсы и минусы разных типов мотивации".

2. "А вдруг у меня получится плохой роман?..".

Всем добрый мур!

Великолепный воскресный вечер - самое время для разговора о важных вещах. Наша сегодняшняя беседа в NaNoWriMo-Talk будет посвящена одной из самых интересных - и одновременно самых болезненных тем для любого автора. Персонажи, друзья мои. Персонажи.

Картонные герои могут испортить самый захватывающий сюжет, тогда как яркие герои могут (хотя бы чуть-чуть) отвлечь внимание от скучного сюжета. В конце-то концов, сюжет - это то, что происходит с персонажами. И на них держится любая книга. Давайте рассмотрим самые популярные "этого делать не стоит" в работе над нашими драгоценными героями. Ваш персонаж, скорее всего, будет освистан, если...
1. ... вы вывалили на читателя всю его биографию в деталях на первой странице романа.

Почему-то многие авторы думают, что "детализировать персонажа" - это как можно скорее рассказать его биографию. А вдруг читатель разочаруется? Надо быстро завалить его фактами! Часть из которых - большая часть - предназначена для внутренних заметок автора, но никак не для широкой аудитории. В итоге у читателя взрывается мозг. Не самый лучший способ произвести первое впечатление, верно?

Правда в том, что персонажа нельзя просто взять и написать. Да, верно, мы пишем героям биографии, но это еще не означает, что ВСЕ детали появятся в произведении. И ситуация становится критической, когда персонаж рассказывает о себе сам. Начинающие авторы любят использовать для этого дневники. Десяток страниц, на протяжении которых герой беседует сам с собой о своей жизни - что может быть скучнее? Если вы пишете книгу в жанре дневника, то это, возможно, прокатит. Но книгу, подразумевающую динамичный сюжет, это убьет. Операция прошла успешно, больной спит без задних ног. Контрольный в лоб - на всякий случай.

Решение. Раскрывайте персонажа по мере развития сюжета, внимательно следя за тем, чтобы факты его биографии вписывались в общую канву. Идеально у вас не получится, особенно в первом черновике, но важно взять правильный курс с самого начала. И помните: лишнее всегда можно вырезать, а недостающее - приписать. Я люблю использовать так называемые вводные абзацы: там содержатся концентрированные факты, необходимые для понимания персонажа на первых порах. В черновиках эти абзацы длинные, при редакции я их сокращаю.

Пример. В первых строках романа нам вовсе не обязательно знать о том, как профессионально мистер Грегори Хант взламывает любой компьютер. Но когда Терри Нур обращается к нему с просьбой изучить содержимое чужого ящика электронной почты, он соглашается, причем без особых колебаний. И умный читатель сразу понимает, что к чему.

2. ... вы цедите детали так, будто отдаете последние крохи хлеба.

Иногда авторы впадают в другую крайность: вообще ничего не рассказывают о персонаже. Вот мы уже подошли к середине романа, но думаем и гадаем: что же это за герой? М... да. Вроде он полицейский... и работает в убойном отделе... вроде волосы у него светлые... и зовут его так-то... вот и все. Эй-эй, но ведь уже половина книги? Автор до сих пор раскачивается? И что, мне и дальше такое терпеть? Чем вообще этот полицейский отличается от кресла в его кабинете? Да ничем.

Решение. Давайте выдохнем и признаем: далеко не все персонажи жизненно необходимы нам для сюжета. Правило первое и главное: если героя можно выкинуть за борт, ВЫКИДЫВАЙТЕ! Интуиция вас не обманывает. Правило второе: если героя выкинуть нельзя, его нужно оживить. Да, даже второстепенного. Потому что второстепенный - еще не означает картонный. Выбросив за борт ненужных, переходите к решению из пункта 1. И вот вам еще два лайфхака в примерах.

Пример 1: когда сюжет сосредоточен на поиске деталей биографии героя. Доктор Альберт Родман, вокруг загадочной смерти которого крутится сюжет романа "Комплекс крови", на протяжении большей части книги остается человеком без лица. На первых страницах он описывается как преданный муж и любящий отец, но подвох читатель чувствует сразу. И - погнали. Письма таинственной любовнице. История о настоящей матери его сына и измененное в его пользу завещание. Поиски дочери, которые он скрывал даже от лучшего друга - и то, что случилось с его дочерью потом. Ага, чудовищное количество спойлеров для тех, кто надумает читать, но я еще не все рассказала, если что. По сути, секреты доктора Родмана и играют роль того клея, который скрепляет сюжет.

Пример 2: ложная биография. Начинающим авторам я бы это не рекомендовала, потому что можно запутаться. С другой стороны, это интересно. Есть у меня персонаж, которого я люблю приводить в пример, когда говорю о ложных биографиях. Он никогда не рассказывает о себе - другие герои откапывают факты его жизни там и сям. И, разумеется, они частенько друг другу противоречат. Этот метод построен на простом свойстве человеческой психики: мы не терпим пустоты и подстраиваем теоретическую базу под самые невероятные вещи. Грубо говоря, часть деталей персонажи додумывают. А тут, как вы понимаете, полный простор для фантазии.

3. ... вы убеждены, что "темные волосы и светлые глаза" - отличное описание для внешности героя.

Если вы ожидаете, что буду сокрушаться по поводу шаблонных описаний внешности персонажа, то вынуждена вас разочаровать. Об этом писали до меня, а напишут еще больше. Я хочу обратить ваше внимание на то, что очень часто авторы описывают персонажа от балды. Просто видят красивую (или не очень) картинку в голове - и рисуют ее словами. При этом они не думают о том, что это за персонаж, почему они дают ему тот или иной элемент внешности, как это отражает его характер - или как эта деталь выбивается из образа, подчеркивая противоречие или выделяя недостаток.

Решение. Не давайте персонажу внешность просто потому, что вам нравятся рыжие волосы и ярко-зеленые глаза. Намного интереснее наделить такими особенностями героя, который живет, к примеру, в деревне альбиносов. Или в городе, который населяют исключительно афроамериканцы. Пусть успешный бизнесмен носит дешевые галстуки - вот такая у него причуда, а все потому, что он тоскует по бывшей жене, и это ее подарки. Короче, вы поняли. Играть можно бесконечно.

Пример. Хорошая девочка Терри Нур чуть ли не с ног до головы покрыта татуировками, Гайла Хилборнер, которая редко видит в мужчинах что-то, кроме сексуального объекта, носит строгие деловые костюмы и застегивает блузки до последней пуговицы, а доктор Хьюберт Ландсфер мог бы сделать простую пластическую операцию и убрать заметный шрам на виске, но не торопится (возможно, потому, что дамы, которых он так любит, находят эту деталь его внешности привлекательной?).

4. ... вы давите читателю на жалость - и переборщили.

Я люблю драму. Я обожаю персонажей со сложной судьбой и психическими проблемами. И, если уж честно, все мы любим давить читателю на жалость. Но иногда увлекаемся и перебарщиваем. И персонажа уже не жалко. Он начинает вызывать отвращение, потому что он последний слабак. Сидит тут и сопли на кулак наматывает. Так и хочется дать ему вдохновляющего пинка!

Решение. Драма интересна лишь потому, что она побуждает героя меняться. Если персонаж не меняется, то читатель превращается в ребенка, которому подсунули камень в красивой конфетной бумажке. Давите на жалость? Позаботьтесь о том, чтобы травма изменила героя. Все как в жизни. Либо мы ломаемся, либо становимся еще сильнее. Намек: читателю интереснее второе. Что бы там ни было, персонажи должны меняться. Мы же не просто так заставляем их страдать!

Пример: Виола Голдин несколько лет была замужем за человеком, который регулярно ее избивал и унижал словесно. После такого приключения остаться психически здоровым невозможно, и она демонстрирует поведение типичной жертвы. Видит потенциального партнера - читай "защитника", а еще внимательнее - очередного тирана - во всех, кто попадается под руку, начиная от напарника и заканчивая кибер-преступником номер один (хотя последний всего лишь написал ей письмо...). До этого момента Виола вызывает у нас лишь жалость вкупе с мыслями "ну что за дура? Ты же красива и умна, найди нормального хахаля! Хватит возвращаться домой к кошке и оплакивать прошлое! Хотя бы с кибер-преступником номер один замути, мужик же хоть куда!". Но в жизни Виолы появляется детектив Кайл Остер - и это меняет все. На первых порах она лишь осторожно выглядывает из своей раковины и пытается понять, как же будет выглядеть жизнь по новому сценарию. А в конце романа благодаря тем же отношениям превращается в совершенно другого человека и выходит на другой уровень, о котором раньше боялась и подумать.

5. ... вы верите в абсолютное зло.

Нет, это не про злодеев, которые любят свою маму и выращивают орхидеи - хотя и про них тоже. Вы когда-нибудь встречали отрицательных персонажей, которые выглядят так, будто их собрали из того, что было? Их будто сконструировали по шаблону, причем не очень удачному. Наметали изделие, а потом прошили набело - а наметочные нитки остались. Почему так сложно писать отрицательных персонажей? Ярких, живых? Потому что у многих авторов, особенно у начинающих, в подсознании сидит образ некоего идеального зла, темного властелина, который дергает за ниточки и громогласно хохочет, наслаждаясь страданиями простых смертных. В конце добро побеждает, и наш злодей сдается, но выглядит это фальшиво. Так, словно он сам в себя до конца не верил.

Решение. Проблема веры в "абсолютное зло" в том, что таким персонажам редко придумывают мотивацию. Злодей хочет уничтожить мир потому, что он хочет уничтожить мир! Но это глупо. Вы же не покупаете молоко только для того, чтобы купить молоко? Вы хотите приготовить манную кашу или выпить латте макиато. Вот и злодей хочет уничтожить мир по своим личным причинам. Может, он задумал сделать своей подруге предложение, конец света - это торжественный салют, а то, что останется от человечества - праздничный шашлычок? Пусть не забудет кетчуп.

Пример. Одна леди перебила кучу народу, начав со своего любимого мужчины, и чуть не закончив собственной дочерью. Чего не сделаешь ради того, чтобы привлечь внимание абсолютно безразличного к тебе человека!..

6. ... вы уверены, что читатель полюбит вашего персонажа просто потому, что он хороший.

Этот пункт следовало бы поставить первым. Как часто мы создаем добрых ребят, а читатель проходит мимо, не оценив их? Что, разве пожарный, который спасает котика, не переходит в разряд хороших парней автоматически?..

Решение. Скажу банальное, но хорошие парни - это ребята, которые делают хорошие дела. Спасти котика - это очень мило. Но лишь в том случае, если котик - замаскированный агент ЦРУ Джулия М., а в соседнем доме бродит террорист Мухаммад в жилетке смертника. Люди, которые высыпали на улицу из того самого дома и смотрят на спасение котика, благодаря стараниям пожарного будут спасены от взрыва. Позже Джулия и пожарный, разумеется, замутят интрижку и унесутся в закат на белом "БМВ" с открытым верхом. А пожарный будет время от времени скромно отворачиваться, выплевывая кошачью шерсть: Джулия была такой страстной, что не успела перевоплотиться до конца. Проще говоря, хорошие поступки хорошего парня должны отражаться на сюжете. Иначе - скука смертная.

Пример. Тристан Хобарт, вообще-то, ни разу не хороший парень, и близко не было. Сестра считает его психопатом, и даже создатель сомневается в нормальности сына, пусть с ним об этом и не говорит. Тем не менее, уже в первой трети романа Тристан совершает поступки, вполне характерные для хорошего парня. А позже выясняется, что плохой парень здесь - вовсе не он... Кстати, да. Не забываем про трансформацию и здесь. Даже хорошие парни трансформируются!

Слушайте свое сердце,

С любовью, Настя

Tags: Личная писательская кухня, Личный опыт, Навыки писателя, Отрицательный персонаж, Писательская магия, Писательские навыки, Писательское мастерство, Положительный персонаж, Создаем персонажа
Subscribe
Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments