Эра Эльто (era_elto) wrote in writing365,
Эра Эльто
era_elto
writing365

Categories:

"НаНоРайМо"-2019. NaNoWriMo-Talk. О нет! Я ЗАСТРЯЛ!


Краткое содержание предыдущих серий (но рекомендуется ознакомиться с полным):

1. "Когда вы пишете?". Беседуем о том, кто как организовывает свой творческий процесс.

2. "Где ваша морковка?". Такая разная мотивация.

3. "Где ваша морковка-2. Плюсы и минусы разных типов мотивации". Все морковки полезны, но важно знать, какую дозу принимать и как смешивать.

4. "А вдруг у меня получится плохой роман?..". О главном - одном из - страхе большинства авторов.

5. "ТОП-6 ошибок в создании персонажа". Кошка была белой ангорой, а глаза у нее были карими. К счастью, террорист не разбирался в породах кошек, а поэтому агента не раскрыли. Если вы тоже захотели такой "травы", бегите читать.

Всем добрый мур!

Мне понравилась традиция нашего NaNoWriMo-Talk. Отчасти потому, что эти посты дисциплинируют меня, как и отчеты. Отчасти - потому, что я чувствую себя полезной, потому что пишу в сообщество. И, хочется верить, мои материалы хотя бы частично отвечают на ваши вопросы и помогают вам. А если у вас есть дополнительные вопросы - либо вы хотите предложить темы для будущих постов - не стесняйтесь и пишите об этом в комментариях!

Это случается с каждым. Это приходит внезапно. И не стучит в дверь. Это пробирается в вашу рукопись, как наглый опытный вор. Это всегда обескураживает, а порой заставляет опустить руки. И особенно неприятно, если это навещает вас во время "НаНоРайМо". А это - коварная вещь, и она знает, когда приходить. Эта вещь - великий и ужасный ЗАТЫК.

Итак, что же делать, если ваш сюжет застрял, герои заупрямились, а рукопись не желает продвигаться, хоть ты тресни?
Во-первых, пожалуйста, без насилия.

Насилие над рукописью сурово карается вселенской полицией и считается нарушением основных демократических свобод еще не готовых черновиков. Ругая себя, вы ничего не добьетесь. Затык только усилится. И велика вероятность, что вы бросите это гиблое дело.

Во-вторых, пожалуйста, без стимуляторов.

Чашечка ароматного капучино может повлечь за собой еще пару чашечек, три плитки шоколада вы проглотите в один присест, а решение сварганить себе мохито - вы не ленитесь размельчать дома лед?! Я иду к вам! Я умею готовить восхитительные закуски! - обернется пятью порциями мартини. Это не потому, что в писателях во время затыка появляется склонность к саморазрушению, а потому, что наш мозг любит уводить нас от сложных задач. Не позволяйте ему брать над собой верх. Напомните, в чьем теле он живет, и кто его поит и кормит! И балует, если уж на то пошло. К примеру, кроссвордами или очередной серией мозгодробительного детективного сериала. Тут уже кому как.

В-третьих, определите, что именно вызывает у вас трудности.

Если на вашем счету уже есть несколько книг, то вы находитесь в выигрышном положении, потому что встречались с великим затыком. К примеру, у меня он случается где-то в начале последней трети книги. Как раз тогда, когда интриге было бы неплохо начать раскручиваться и стремиться к кульминации. У других авторов это может быть сложная сцена - к примеру, эротическая, криминальная или глубоко психологическая. Мы ходим вокруг этих вещей как лисы вокруг курятника, полного жирных вкусных кур (при написании этого поста ни одна курица не пострадала, равно как и ни одна лисья шкура), но не подступаемся. Внимание! Ваш мозг снова готов подвести вас - не позволяйте! Затык - это не обязательно момент, который вызывает у вас сложности ПОСТОЯННО.

То есть, если вы медлите перед эротической сценой, это еще не повод ставить себе диагнозы вроде "мне нужно подучиться описывать страстный головокружительный секс" или "наверное, Грег и Миа просто не подходят друг другу...". Вершин в умении описывать страстный секс вы никогда не достигнете, потому что эротику писатели учатся писать всю жизнь - так совершенствуется мастерство. Грег и Миа очень даже подходят друг другу, и они уже на это не раз намекали, и, вообще-то, ждут, черт побери, когда автор уже оставит их наедине... если не в спальне, то, на худой конец, на уютном заднем сидении машины, или в подсобке в полицейском участке, божетымой! У меня нет абсолютно никаких проблем с закручиванием и раскручиванием детективной интриги.

Почему же затык в моем случае случается именно с ней? И что делать, если вы пишете вашу первую книгу и подобным опытом не располагаете? Попробуем разобраться.

Руководство по жестокой и тотальной ликвидации великого затыка

1. Отпустите вожжи, если у вас есть четкий план.

Многие писатели - особенно начинающие - думают, что четкий план убережет их от затыка. Но на практике мы частенько наблюдаем противоположное. Это происходит потому, что мы держимся за наш план слишком крепко. "Но я не могу отойти от пункта номер сто двадцать пять! Если глаза у кошки будут разного цвета, террорист заподозрит неладное!". Да и пусть заподозрит. Так даже интереснее. А еще лучше - вручите террористу карманный справочник по породам кошек. И пусть он будет в обложке-обманке, выдающей книгу за Коран. К слову, террорист с детства ненавидит ангорских кошек, потому что одна из них запрыгнула в его колыбель и напугала до смерти. Да, прошло много времени, но он очень хорошо помнит ту ночь. И уж точно отличит ангору от других представителей семейства кошачьих. А справочник держит при себе для конспирации. Как вам такой поворот?

2. Войдите в образ персонажа, если вы еще этого не сделали.

Некоторые авторы пишут о персонажах, при этом находясь как бы со стороны. Это - одна из причин того, почему они всегда выбирают для работы третье лицо. А даже если выбирают первое, то все равно выходит отстраненно. В таких случаях затык может происходить из-за того, что герою не хватает глубины. То есть, вы его просто не чувствуете. Причем не суть важно, женщина это или мужчина (герой вашего или противоположного пола). Если это - ваша ситуация (или вы подозреваете, что это она), пришло время познакомиться с героем поближе. Опытные авторы затевают подобное в собственной голове. Но если у вас еще нет опыта, это не повод отчаиваться. Познакомьтесь с персонажем письменно. Начните с малого: поинтересуйтесь, какие он испытывает чувства, находясь в данной ситуации?

- Дорогой Ларри, скажи, а что ты думаешь о Терри Нур?

- А что бы ты думала о женщине, которая набросилась на тебя посреди улицы, обвинила в убийстве собственного отца, заковала в наручники и посадила в тюрьму?

- Если бы ты ничего хорошего о ней не думал, то не стал бы переживать, когда она упала в обморок.

- Ну она же женщина, я хотел ей помочь. И вообще-то я почти врач, проучился три года на медицинском. Я оказал ей помощь, в которой она нуждалась.

- А, вот оно что. Тебе нравится оказывать ей медицинскую помощь. Так и запишем. Отличная идея.

- Ничего подобного. Второй обморок Терри Нур в книге - это отстой. Ты этого не сделаешь.

- Никаких обмороков. Я просто ее убью.

- Не убьешь, она же один из главных персонажей.

- Я ее убью, но она не успеет умереть, потому что ты ее спасешь. А потом она упадет.

- В обморок?

- В очень приятный обморок. Тебе понравится.

- По-моему, тебя покусал мой шеф. Ты начинаешь говорить как он.

- Покусать! Вот это идея что надо! О боги, и как я раньше до этого не додумалась!

- Черт. Уж лучше бы снова наручники.

- А твоя почти бывшая жена вообще знает об этих твоих наклонностях? Чисто между нами?

- Кажется, мне нужен адвокат!

- Она и есть адвокат.

- Все. Я молчу.


3. Посмотрите на происходящее с точки зрения другого персонажа.

Это особенно полезно в том случае, если вы используете нескольких рассказчиков, но кто-то из участников сцены таковым не является - и вообще в книге своих глав не получил. Частенько проблемы возникают как раз из-за такого "молчуна". Вы просто не видите эмоциональный объем сцены, думаете только головой рассказчика. Обычно начинающие авторы боятся обилия точек зрения. Не стоит! Скажу даже больше: формат "много персонажей-рассказчиков" - идеальный формат для новичка. Плюс ко всему прочему, вы получаете возможность давать детали историй героев, которые никогда не раскрыли бы, будь у вас только первое лицо (один персонаж) или третье (обезличенный рассказчик). Ну, а если персонажа вы не хотите, можно использовать неодушевленные предметы. Или домашних животных.

[Сьюзан, кошка Грега]: Ну наконец-то ты пригласил Миа домой! Я уж думала, этого никогда не случится. Надо было еще в прошлый раз пригласить. Что за романтика - целоваться на морозе? Женщины - они как кошки. Надо сразу хватать и приступать к делу, а то уйдет к другому. Хватит ей уже вина, глаза вон блестят. Сейчас уснет - не разбудишь. Не сиди рядом с ней, как подросток! Погладь даму по колену... ой нет, не надо, ей это не понравится. Лучше приобними. Или к руке прикоснись. Вон как браслетами играет и волосы трогает, явно хочет, чтобы ты ее потрогал. Я же сказала, не нужно ей еще вина! Ну и что, что просит? Она говорит, что хочет вина, а имеет в виду совсем не то! И хватит теребить галстук! Лучше сними его, а потом и все остальное. Но для начала сними одежду с нее. Господи, мужчины!.. Вроде взрослый и умный, а в голове - только Linux да содержимое журналов по информационной безопасности... Что она сказала? Что значит - ее смущает, как пристально я на нее смотрю? Я, между прочим, слежу за процессом и даю ценные советы! Ах так?! Ты еще на меня и шикаешь?! Отсылаешь на кухню?! Очень хорошо! Я ухожу! Но завтра ты двойной порцией кошачьего корма из лосося не отделаешься!

4. Сделайте что-нибудь неожиданное.

Порой сюжет буксует из-за того, что события развиваются слишком предсказуемо. Мозгу, нашему любимому весельчаку, становится скучно. И он говорит: "Давай-ка лучше посмотрим видео с котиками. Это намного интереснее, чем твой скучнющий роман". "Но этого нет в плане!". Очень хорошо. С этого момента у нас будет новый план. Вместо того, чтобы мутить на балу в вампирском клане с очаровательным и обходительным мужчиной, которого нужно расспросить об очень важных деталях дела, Марсела Риз плюет на все и красиво удаляется в ночь с другим мужчиной. Который, к слову сказать, работает на оппонента ее шефа. Они будут пить шампанское и смотреть на звезды. И - нет. Воспользоваться своим главным оружием - не мозгом, ребята, не мозгом, вы все правильно поняли - она не сможет. Потому что мужчина этот счастливо женат, и другие женщины ему больше не нужны. Даже наша восхитительная Марсела Риз. Внимание, вопрос: зачем она вообще это сделала? Внимание, ответ: на этом я закончила главу "Чужой игры" и страшно рада, что на октябрь и на ноябрь у меня есть планы в виде "НаНоРайМо". Потому что я и понятия не имею, зачем она это сделала, и как это отразится на сюжете. Если у кого есть идеи, дайте знать.

5. Постройте интеллект-карту.

Отличный способ вдохновить мозг, который устал и хочет немного поиграть. В сообществе есть много информации по интеллект-картам, и она доступна. Изучайте и практикуйте. И задавайте вопросы, если они у вас есть. См. метки сообщества.

6. Опишите сцену несколькими словами, а потом идите дальше.

Иногда сцена ключевая, и обойти ее стороной не получается. Но вот не идет - и все тут. В таком случае можно обозначить ее схематично, выделив основные - самые важные - детали. Потом вы вернетесь к этой сцене и пропишете все как следует. Или, возможно, вырежете ее - все зависит от того, как будет продвигаться рукопись.

7. Пишите другие сцены.

Этот пункт я оставила напоследок, потому что он весьма неоднозначен. С одной стороны, ничего плохого в "кусочечном" стиле написания нет. Ну, не идет одна сцена - так напиши другую, ту, которая идет. Напиши откровенную эротическую сцену, которую ты не решишься показать даже соавтору. Напиши сцену, где герой просто гуляет по городу. Напиши сцену, где он находит брошенную собаку и забирает ее домой. Напиши, как главный злодей переспал с неподкупной женщиной из полиции. Или третий вариант финала, наконец. Я писала кусочками несколько книг, и это отличный метод. Но. Он не всегда работает в "НаНоРайМо". А все потому, что в определенный - решающий - момент мы рискуем получить великий затык как раз тогда, когда придет время эти кусочки собирать. Подчеркиваю: это рабочий метод, и работает он превосходно. Но когда вы пишете на скорость, он не лишен риска. Впрочем, тот, кто не рискует, не пьет шампанского - и уж точно не отмечает готовый роман, написанный за месяц!

Бонус: смотрите на роман как на фильм!

В идеале - как фильм, который вам было бы интересно посмотреть. Ошибка многих - опять же, зачастую начинающих - авторов заключается в том, что они видят отдельные сцены, но не могут увидеть роман целиком, как длинную захватывающую киноленту. Вспомните свой любимый сериал. Или просто интересный сериал, который вы когда-то смотрели. Ощущения сцен нет, несмотря на то, что он разделен на эпизоды. А даже если есть - к примеру, в сериалах, где каждый эпизод являет собой законченное произведение - то целостность все равно присутствует. Опытные писатели часто прокручивают свой роман в голове именно как фильм, поворачивая его так и эдак. Как мне показать это, и это, и это - образно, чтобы читатель увидел все в объеме? Не добавить ли здесь напряжения? А, может, стоит заканчивать каждую главу на самом напряженном моменте? Так делает, к примеру, Дэн Браун. Я нагло позаимствовала у него эту технику и применяла в "Комплексе крови". И, если верить читателю, получилось неплохо. Всегда задавайте себе вопрос: почему читатель перевернет страницу? Как я могу захватить его внимание, вовлечь его в историю, сделать так, чтобы он ждал продолжения?


Война затыку официально объявлена! Долой затык! Победа будет за нами!

Слушайте свое сердце,

С любовью, Настя


Tags: Динамика текста, Когда роман не идет, Личная писательская кухня, Личный опыт, Мотивация, Навыки писателя, Писательская магия, Писательские навыки, Писательское мастерство, Творческий затык, Творческий кризис, Четвертый НаНоРайМо 2019
Subscribe
Buy for 10 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments